5 мая, за два дня до инаугурации президента Владимира Путина, в десятках российских городов прошли акции «Он нам не царь», организованные сторонниками оппозиционера Алексея Навального.
Традиционно акция в Москве была самой масштабной: разным оценкам, в ней приняли участие от полутора до 15 тысяч человек, более 700 участников были задержаны. Мэрия акцию на Тверской улице не согласовала.
Самому Навальному удалось выступить на Пушкинской площади, однако вскоре после этого силовики зашли в толпу оппозиционеров и унесли Навального. Его сторонники в это время скандировали «Позор!»
Оппозиционера доставили в ОВД «Красносельское», при задержании ему оцарапали руку. На Навального составили протоколы по части 8 статьи 20.2 КоАП (повторное нарушение правил проведения массового мероприятия), и по части 1 статьи 19.3 КоАП (неповиновение требованию полицейского), а вечером отпустили из полиции до суда.
Очевидцы отмечали, что в день акции силовики жестко задерживали участников мероприятия, в «ОВД-Инфо» «Медиазоне» сообщили, что 14 человек рассказали об избиениях сотрудниками правоохранительных органов. По данным ТАСС, восемь человек обратились за медицинской помощью. Кроме того, на Пушкинской площади людей избивали нагайками люди в казачьей форме, один из них — член организации «Первая сотня» Василий Ящиков — утверждал, что казаков провоцировали участники оппозиционной акции.
На следующий день после акции в телеграме был запущен канал «База данных: провокаторы, штрейхбрекеры, наймиты», где публикуются данные о людях, мешавших активистам на мероприятиях. Кроме того, журналисты выяснили, что казачьи организации, чьи представители били людей на площади, получали субсидии от столичной мэрии.
Столичные суды, как правило, назначают Навальному административные аресты в связи с проведением крупных мероприятий. Так, за прошедшую 26 марта 2017 года акцию «Он нам не Димон» оппозиционера арестовали на 15 суток, а за акцию 12 июня ему назначили 25 суток. За июльский «агитационный субботник» в рамках предвыборной кампании политика оштрафовали на 300 тысяч рублей, а в октябре перед поездкой в Нижний Новгород его задержали и арестовали на 20 суток.
В январе 2018 года, после того, как Центризбирком и суды запретили политику участвовать в выборах президента, его сторонники провели «забастовку избирателей», сам Навальный был задержан, на него составили протокол по части 8 статьи 20.2 и отпустили под обязательство о явке, однако суд вернул материалы в полицию, и с тех пор дело остается без движения.
Судья Гордеев заходит в зал. Первым будет рассматриваться дело по статье о нарушении при проведении митинга. Заседание начинается с установления личности Навального. Оппозиционер Навальный тихо отвечает на вопросы о том, где родился, какое у него образование, сколько детей и где работает.
Гордеев спрашивает, есть ли у Навального ходатайства. Кобзев отвечает — да, имеются.
Он встает и читает: согласно КоАП, нарушения административного кодекса должны рассматриваться немедленно. Дело поступило в суд несколько дней назад, однако заседаний по нему — например, 7 мая — не было.
Юрист ссылается на аналогичные решения, которые были вынесены сразу, в том числе и по Навальному. Он просит прекратить дело из-за этих нарушений.
На этом судья предлагает заявить сразу все ходатайства, и Кобзев переходит к следующим аргументам защиты. Второе ходатайство, которое читает юрист — о том, чтобы перенести рассмотрение в Симоновский районный суд Москвы по месту жительства Навального.
Третье ходатайство озвучивает Михайлова. Она просит вызвать и допросить сотрудника второго оперативного полка МВД Максима Дубинина, командира взвода, старшего лейтенанта Александра Зверева, и инспектора шестого отдела организации общественного правопорядка, капитана Бандуру, который 28 апреля и 4 мая составил акты исследования интернет-ресурса и приобщил их к материалам дела, а также получал объяснения от Дубинина, Зверева и Навального, и составил протокол на Навального.
Также защита просит истребовать у Бандуры материалы на Навального по статье 20.2.
Следующей ходатайство заявляет Кобзев: он просит допросить свидетеля Александра Помазуева — юриста Фонда борьбы с коррупцией, который был одним из заявителей митинга 5 мая, и находится здесь.
Кроме того, у Михайловой еще ходатайство, связанное с незаконными действиями полицейских, и об исключении части материалов. Она просит судью вынести решение по тем, что уже заявлены; Гордеев соглашается.
Перед тем, как уйти в совещательную комнату для решения по ходатайствам, судья зачитывает список СМИ, которые попросили вести видеосъемку сегодняшнего процесса. Среди них он назвал ООО «Орден Феликса».
Присутствующие расслышали название как «Орден Феникса» — название организации из произведений о волшебнике Гарри Поттере. Навальный говорит, что его несколько смущает «Орден Феникса», но пусть снимают.
После того, как Гордеев уходит, одна из журналисток встает и говорит, что это ООО — юридическое лицо издания Daily Storm. Навальный смеется и говорит: «Ну куда же без вас».
Позже главный редактор издания Анастасия Кашеварова уточнила, что юридическое лицо называется «Орден Феликса», а не Феникса — в честь кота.
Обновлено и исправлено в 11:37. Материал дополнен комментарием Кашеваровой, исправлено название юридического лица издания Daily Storm.
Спустя почти час судья Гордеев возвращается из совещательной комнаты. Он очень быстро перечисляет ходатайства, которые заявляла защита Навального.
Он отказывается прекратить дело — ходатайство судья считает преждевременным — или перенести рассмотрение в Симоновский суд, поскольку Навальный уже пришел в Тверской. Также судья отказывает в допросе Бандуры и Помазуева, но соглашается с допросом полицейских Дубинина и Зверева. В ведении видеозаписи отказано.
Судья решает отложить рассмотрение первого административного дела. Стороны обсуждают, когда им удобно назначить следующее заседание. Навальный говорит, что уезжает в командировку в скором времени. «Я не знал же, что будет сегодня, я же сидеть должен, поэтому я не покупал билеты». Судья назначает рассмотрение на 15 мая, когда в суд вызовут полицейских.
Теперь судья открывает второе заседание - по части 1 статьи 19.3 КоАП (неповиновение требованию полицейского). Вновь устанавливается личность Навального, тот говорит уже сам, без вопросов судьи.
Защита начинает с ходатайств. Кобзев говорит, что у него абсолютно аналогичное ходатайство о прекращении дела, так что целиком он его зачитывать не будет. Он кратко перечисляет основные тезисы о том, что по закону административные дела рассматриваются сразу, и переходит к следующему — отправить административное дело в Симоновский районный суд.
Кроме того, Кобзев просит приобщить к материалам дела видеозапись задержания Навального, и исследовать ее в судебном заседании. Видео он принес на флеш-карте.
Затем юрист просит допросить Илью Пахомова и Ольгу Гусеву, которые были свидетелями задержания Навального. Он отмечает, что оба пришли сегодня в суд.
Михайлова, как и в прошлый раз, просит вызвать и допросить Дубинина, Зверева и Бандуру. Последний свидетель — инспектор Прокаева из Красносельского ОВД, которая составляла протокол по 19.3 на Навального.
«На этом пока все», — завершает Михайлова.
Гордеев кивает и вновь начинает перечислять СМИ, которые захотели вести видеозапись процесса. Когда он упоминает «Орден Феликса», по залу прокатывается смешок. Судья уходит в совещательную комнату.
На этот раз судье хватило 15 минут, чтобы вынести решения по ходатайствам и вернуться в зал из совещательной комнаты.
Как и в первый раз, Гордеев отказывается прекратить дело или перенести рассмотрение в Симоновский суд, аргументы - те же.
Судья не усматривает смысла в допросе Бандуры и Прокаевой, и отказывает в допросе Пахомова и Гусевой, но это ходатайство можно будет заявить позднее. Судья решает приобщить видео с флеш-карты, и решает допросить полицейских Дубинина и Зверева, так что рассмотрение этого дела тоже переносится на 15 мая. На этом второе заседание закрывается.