На предыдущем заседании по делу Малекова, которое прошло в Мещанском суде 31 октября, стороны допросили свидетеля Александра Ящепкина — командира подразделения, в котором служит потерпевший нацгвардеец. Ящепкин рассказал, что приподнятый обвиняемым боец «на боль не жаловался», а Малеков, когда его после инцидента повели в комнату полиции, агрессии не проявлял и улыбался.
Следующее заседание было назначено на 15 ноября, но на него вновь не явились свидетели обвинения, и процесс отложили на две недели.
Подсудимый Малеков явился в суд, слушатели заходят в зал заседаний. Дело рассматривает судья Оксана Горюнова.
Выясняется, что на заседание не явились потерпевший и свидетели Пантелеев, Сычев, Выковищев. Прокурор Сотченко обещает «доставить» потерпевшего в следующий раз и просит отложить заседание. Адвокат Малекова считает, что можно провести заседание без него и огласить показания свидетелей.
Прокурор начинает зачитывать свидетельские показания сотрудника полиции в метро Выковищева от 10 мая. Он рассказал, что 6 мая заступил на дежурство на участке между станциями Алексеевская и Тургеневская. Примерно в 11 часов дня он находился на Сухаревской, составлял протокол в комнате полиции.
В этот момент в комнату полиции зашли сотрудники Пантелеев, Матвеев и Сычев, которые привели Исляма Малекова. Полицейские сказали, что Малеков «осуществил захват Матвеева со стороны спины на уровне брючного пояса» — тот пытался вырваться, но не удалось, после этого Малеков отпустил Матвеева.
В комнате полиции Малеков извинился, и «конфликт был исчерпан».
Второй свидетель — нацгвардеец Сычев. 6 мая с 9 до 14 часов он дежурил на Сухаревской, был начальником патруля. Он объясняет, что патрульные не имеют права отходить друг от друга, поэтому по станции они ходили все вместе. Когда какие-то женщины спросили у них дорогу, сотрудники пытались им подсказать.
Обернувшись, Сычев увидел, как Малеков уносит его коллегу Матвеева, а через несколько метров опускает на платформу. «Матвеев был в шоковом состоянии, — говорится в показаниях Сычева. — Я слышал смех Малекова и нецензурную брань». Он отмечает, что когда Малеков поставил Матвеева, молодой человек ничего не говорил, а просто улыбался.
Когда Сычев подошел к Малекову, тот сказал, что просто пошутил. На предложение пройти в комнату полиции он ответил, что ему надо к друзьям, но все же прошел с сотрудниками. В комнате полиции он извинился перед поднятым нацгвардейцем.
Наконец, третий свидетель — полицейский 7-го отдела полиции на метрополитене Пантелеев. 6 мая он был на дежурстве на Сухаревской станции метро, где находились трое нацгвардейцев в патруле. В 11 часов Пантелеев увидел, как Малеков подошел сзади к патрульному Матвееву и «осуществил захват».
«Я сразу направился к ним для пресечения указанных действий. Я подошел к Малекову и взял его за руку, чтоб он отпустил Матвеева. Он отпустил», — описывает события на платформе полицейский. Нецензурной брани от Малекова он не слышал.
Далее молодой человек по его просьбе предьявил водительские права и обьяснил, что просто пошутил. Полицейский предложил пройти в комнату полиции, где Малеков извинился перед Матвеевым, и тот сказал, что конфликт исчерпан.
Судья переходит к исследованию материалов уголовного дела. Упоминает, что ролик, на котором Малеков поднимает нацгвардейца, «был выявлен» 8 мая.
Во втором заявлении Матвеев утверждает, что Малеков нес его по платформе, смеялся и нецензурно выражался.
Судья быстро листает материалы дела, иногда озвучивает часть документов, в основном, читает заголовки: выписка из инструкции военнослужащих, военный билет Матвеева, постановление об обыске, протокол осмотра документов, постановление об избрании меры пресечения, постановление об освобождении, подписка о невыезде.
Адвокат просить озвучить постановление о приобщении вещественного доказательства: следователь упоминал два диска с видеороликами, но не указал, откуда получил их. Защитник поясняет, что сказал что просто хотел указать суду на это нарушение, судья кивает и продолжает чтение.
Адвокат читает письмо в Мещанский суд от начальника полиции ОВД «Новокосино» от 12 сентября о том, что на основе информации от Малекова было произведено задержание «по горячим следам» и возбуждено дело по статье 158 УК (кража). Полицейский отмечает, что этому способствовала «активная гражданская позиция Малекова», предоставившего видеозаписи.
Также адвокат зачитывает письмо замначальника полиции по району Новогиреево. Тот пишет, что что Малеков передал полицейским информацию, которая позволила задержать некоего Эдуарда Мелехова, у которого обнаружили наркотическое вещество мефедрон; в его квартире тоже нашли мефедрон. В отношении Мелехова возбудили уголовное дело по 228-й статье.
Адвокат просит это приобщить как характеризующую информацию; судья соглашается. Также зачитывается характеристика на Малекова от старшей по дому: он участвует в благоустройстве, занимает активную гражданскую позицию, очень вежливый молодой человек.
Исправлено в 18:54 Добавлена информация об уголовном деле о краже.
Далее судья Горюнова решает просмотреть видеозаписи — «если позволят технические условия». Условия позволяют, хотя без флэш-накопителя видео невозможно посмотреть на телевизоре. В итоге его смотрят с дисков на экране компьютера.
Участники процесса подходят к компьютеру, журналистов и слушателей не пускают, и судья говорит: «В интернете посмотрите».
На первом видео продолжительностью примерно 10 секунд слышен звук поезда. Второе видео не открывается; секретарь суда говорит, что на компьютере может быть «вирус». В зале раздается сдержанный смех. Судья предполагает, что мог отойти провод от монитора, но после манипуляций с проводом видео все равно не запускается.
Недовольная происходящим судья предлагает сотруднику прокуратуры прийти на следующее заседание с ноутбуком.
Судья хочет закончить сегодняшнее заседание, но адвокат говорит, что подсудимый готов дать показания.
Встает Ислям Малеков, который говорит, что не признает себя виновным, потому что обознался.
— Я даже не знал что такое Росгвардия, я узнал только 10-го числа, когда мне разьяснили в СК, что такое Росгвардия и почему ее трогать нельзя. 6 мая примерно в 11:05 я подошел к сотруднику — думал, мой знакомый. Обхватил его и так хотел поздороваться с ним.
Потом я извинился перед сотрудниками Росгвардии, сказал, что ни в коем случае не хотел смеяться над властью. Потом мы поднялись в отделение, мы пожали руки с Матвеевым, и все.
Малеков говорит, что перепутал сотрудника Матвеева со своим знакомым Кузиным, который давал показания в суде ранее. «Так совпало время, что я думал, он еще служит, и решил сделать ему сюрприз», — добавляет подсудимый.
В последний раз он видел видел Кузина на свадьбе за полгода до инцидента в метро, в декабре. Адвокат уточняет, обратил ли Малеков внимание на форму. «Нет, я в этом вообще не разбираюсь. Теперь разбираюсь», — отвечает его подзащитный.
— Вы понимете, что ваши действия опорочили честь Росгвардии? — строго спрашивает прокурор.
— Это действие было по отношению к моему другу, а не к полицейским. Теперь я десять раз посмотрю, прежде чем подойти. Ему сказали написать на меня два заявления, потому что у него никаких претензий не было. Ролик не я выкладывал.
— Мы видим момент, что вы ждете отмашку о начале съемки?
— Такого не было. Снимал малознакомый мне человек.
— Почему вы продолжили идти несмотря на сопротивление?
— Я особо сопротивления не почуствовал.
Судья спрашивает, видел ли Малеков нашивку «Росгвардия» на спине сотрудника. «Я не знал, что это приравнивается к полиции или даже выше полиции, отдельное ведомство», — поясняет Малеков.
Уголовное дело в отношении Эдуарда Мелехова, данные о котором предоставил полиции Ислям Малеков, было возбуждено в ноябре этого года.
Во время заседания адвокат Сергейчик говорил, что дело возбуждено по пункту «г» части 4 статьи 228.1 УК (незаконное производство и сбыт наркотиков в крупном размере), но в базе данных московских судов есть упоминание дела по пункту «б» части 3 статьи 228.1 (то же, но в значительном размере). 30 ноября Перовский районный суд Москвы арестовал Мелехова.
На просьбу журналиста «Медиазоны» уточнить, сколько граммов мефедрона нашли у Мелехова, адвокат ответил отказом.