О задержании Игоря Стрелкова (Гиркина) стало известно днем 21 июля. Его жена Мирослава Регинская написала, что утром домой к Стрелкову пришли с обыском и примерно в 11:30 задержали и увезли в неизвестном направлении. Из карточки на сайте суда следует, что дело возбудили по статье о публичных призывах к экстремистской деятельности.
Игорь Стрелков — бывший лидер самопровозглашенной ДНР и сотрудник ФСБ. В интервью газете «Завтра» Стрелков настаивал, что именно он «нажал спусковой крючок войны» в 2014 году. Он утверждал, что до этих событий он воевал в Чечне, Приднестровье и Боснии, с 1996 по 2003 год служил в ФСБ, а в 2014 году командовал отрядом сепаратистов при аннексии Крыма. В ноябре суд в Гааге заочно приговорил его к пожизненному сроку по делу о Боинге, сбитом в 2014 на востоке Украины.
После начала полномасштабной войны в Украине Стрелков начал критиковать руководство России, в том числе Владимира Путина, за недостаточную решительность. В апреле он объявил о создании «клуба рассерженных патриотов».
За несколько дней до задержания Стрелкова на его соратника бывшего полковника ГРУ Владимира Квачкова составили протокол о «дискредитации» российской армии.
Изначально журналисты ожидали заседание по мере пресечения в Басманном суде, и о том, что Стрелкова доставили в Мещанский суд, стало известно только после начала заседания.
Сейчас в заседании перерыв — сторона защиты знакомится с материалами дела. Большинство журналистов успели оперативно приехать в Мещанский суд и пройти к залу, хотя сначала приставы пытались не пустить никого в здание, сославшись на то, что рабочий день суда уже окончен. У зала уже больше 20 журналистов.
Журналистов пустили в зал. Стрелков в «аквариуме», спокойно общается с тремя своими адвокатами. Вместо полицейского конвоя его сопровождают двое молодых людей в гражданской одежде и банданах — на одном черная бейсболка с яркой белой Z.
Адвокаты сразу просят отложить заседание, чтобы собрать характеризующие материалы. Адвокат Александр Молохов говорит, что в ходатйстве следствия по мере пресечения вовсе нет документов по характеристике личности Стрелкова, поэтому защите нужно дополнительное время. По мнению Молохова, никаких исключительных обстоятельств для взятия Стрелкова под стражу нет.
Судья Олеся Менделеева сразу отказывается переносить заседание. Она начинает зачитывать суть ходатайства — следствие просит арестовать Стрелкова до 18 сентября по статье о публичных призывах к экстремистской деятельности.
«Гиркин является известной личностью, имеет связи в правоохранительных органах», — так следствие обосновывает необходимость ареста.
Выступает следователь ФСБ Дибаев, он говорит, что уголовное дело против Стрелкова (Гиркина) возбуждено 18 июля. Задержан он был 21 июля в 12:00.
По мнению следователя, Стрелков ранее служил в «подразделинии, которое проводит оперативно-розыскную деятельность», а значит владеет конспирацией и может легко скрыться.
Выступает сам Стрелков:
— Недавно у меня диагностирована стенокардия второй степени, справок я не успел получить. Я принимаю необходимые препараты ежедневно. Мне бы хотелось проходить меру пресечения в качестве домашнего ареста.
Заявление следователя о том, что я могу скрыться за границу откровенно смешно, я нахожусь в большинстве стран мира в розыске Интерпола, я осужден Гаагским трибуналом к пожизненному заключению за преступление, которое не совершал.
Как офицер запаса службы государственной безопасности я ни в коем случае не собираюсь скрываться от следствия и готов отстаивать свои права в суде. Прошу суд учесть, что я в течение девяти лет постоянно проживаю в Москве, никогда не скрывался от органов Федеральной службы безопасности или других правоохранительных органов России. У меня все.
Адвокат Александр Молохов говорит: «Если посмотреть те показания, которые он дал, господин Гиркин не отрицает, что он 25 мая в телеграм-канале своем разместил два поста».
Адвокат также говорит, что Стрелков (Гиркин) не отрицает объективную сторону, «что он выразил свое мнение по поводу проблематики связанной с Крымом и по поводу того, что не платят военнослужащим 105 и 107 десантных полков».
«Господин Гиркин вину не признает, но не намерен что-то скрывать, мешать следствию. В этом аспекте голословно утверждение органов следствия, что он может как-то помешать».
Единственное доказательство — заключение специалиста института криминалистики ФСБ, продолжает Молохов.
«Там анализируются два этих поста от 25 мая 2023 года, вот эта крымская проблематика и вопрос про безобразие, если не выплачивается денежное довольствие», — говорит адвокат.
По его словам, «в деле есть лишь какое-то непонятный опрос жителя Крыма, который прочитал пост Стрелкова и испытал некое возмущение».
«Обсуждался бы вопрос о залоге — были бы собраны серьезные средства», — снова сетует адвокат Молохов про то, что им не дали времени подготовиться к процессу.
«Это, скорее, в плюс Игорю Ивановичу, что он человек системы. Государев человек!» — отвечает адвокат Молохов на доводы следствия, что Стрелков владеет особыми навыками и может скрыться.
Адвокат Молохов просит отказать в ходатайстве следователя и не отправлять под стражу своего подзащитного.
Судья Менделеева уточняет, сколько у Стрелкова детей. Тот поясняет, что несовершеннолетний ребенок один, еще двое от предыдущего брака уже взрослые. «Сын поступает в военное училище», — отмечает Стрелков.
После этого судья уходит в совещательную комнату, чтобы принять решение о мере пресечения.
Соратник Игоря Стрелкова Павел Губарев, назвавшись председателем «Клуба рассерженных патриотов», у суда сказал журналистам:
— Я председатель экстремистского сообщества, которое мы создали с Игорем Стрелковым, и которое экстремистским сообществом не является. Мы патриоты, которые переживаем за судьбу России, за течение СВО, многие из нас воевали, и я в том числе. Игорь Иванович не является преступником, экстремистом, у него только чистые помыслы. Свободу Игорю Стрелкову!
По подсчетам корреспондента «Медиазоны», у суда около 30-35 человек, часть из них — журналисты.
Судя по всему, адвокат Александр Молохов оговорился и пост о невыплатах военным был написан Стрелковым все же 25 мая 2022 года.
В этом посте Стрелков пишет о «вопиющих примерах безответственности, очень напоминающих откровенное вредительство» со стороны властей самопровозглашенной ДНР, которые не обеспечили семьи военных обещанными выплатами, «пока кормильцы рисковали жизнью и здоровьем на передовой».
«Граждане, да ведь за такое расстреливать мало… и вовсе не возмущенных мобилизованных бойцов!» — написал Стрелков в своем телеграм-канале 25 мая 2022 года.
Сторонник Стрелкова Павел Губарев встал у суда с плакатом.
К нему подошел полицейский и отвел в сторону, но не стал задерживать, хотя обычно на прилегающей к суду территории пикеты запрещены.
«Стрелков с начала СВО, когда она пошла не по плану и наши бойцы стали гибнуть, всегда подвергал критике обоснованной действия Министерства обороны», — начал говорить Губарев. После этого его все же уводят в автозак. Кроме него, задержали еще одну женщину с плакатом: «Сила в правде».
«"Клуб рассерженных патриотов" объявляет кампанию в защиту политзаключенного Игоря Стрелкова», — сказал журналистам один из сторонников Стрелкова Михаил Аксель. Он также призвал идти к Мещанскому ОВД поддержать задержанного Губарева и задержанную женщину.
Собравшиеся у суда скандируют: «Свободу!».
Судя по описанию адвоката Молохова, второй пост, который вменяется Гиркину как призывы к экстремистской деятельности, тоже мог быть написан не 25 мая 2023 года, а 14 июня.
«По поводу проблематики, связанной с Крымом [Стрелков] сказал, что не исключено, что есть госизмена, что готовится сдача Крыма», — описывал пост Стрелкова адвокат в суде.
Больше всего на это описание похож пост Стрелкова от 14 июня этого года. В посте он комментирует новость о заявлении Лукашенко, что «Россия была готова на невыгодный договор с Украиной» о статусе Крыма.
Также Стрелков пишет, что «в любом современном государстве, претендующем хоть на соблюдение хоть какого-то законодательного статуса — такое сообщение привело-бы к эффекту "взрыва атомной бомбы"».
«Представьте себе, на пример, Францию, узнавшую о том, что мусье Макрон вел тайные переговоры с немцами, по итогам которых Эльзас-Лотарингия стала-бы объектом "межгосударственных переговоров о принадлежности". Думаю, Макрону-бы хватило суток, чтобы переселиться из президентского дворца в ближайшую тюрьму», — пишет Стрелков и задает риторический вопрос о том, «помазан ли Владимир Владимирович (тайным помазанием) на Царство, или все-таки нет» и почему Путину можно так обращаться с «его территорией».
У Мещанского суда задержали еще двоих молодых людей. Одного — за лозунг на экране телефона: «Свободу Стрелкову». Второй задержанный — экс-фигурант «ростовского дела» Ян Сидоров, который вместе с другими людьми у суда скандировал «Свободу».
Оставшиеся у суда сторонники Стрелкова сетуют, что никто из «либералов не пришел поддержать, хотя мы их приходили поддерживать». Один из них выразил мнение, что «пора применять мягкую силу, но сейчас лучше расходиться».
Павла Губарева отпустили из ОВД без протокола.
«На вопрос, почему русским запрещены одиночные пикеты, а мигрантам разрешены несанкционированные марши с религиозными лозунгами, ответа я не получил», — сказал он «Осторожно, новости», намекая на сегодняшнюю акцию мусульман в центре Москвы.