Дело об убийстве жителя села Чупаховка Сумской области Соломенский суд Киева рассмотрел в течение трех заседаний. На первом из них прокурор Андрей Синюк зачитал обвинительное заключение, согласно которому Шишимарин совершил убийство Шелипова 28 февраля, спустя четыре дня после вторжения их колонны техники в Украину. Подсудимый признал вину, а его адвокат попросил коллегию судей «подходить к этому делу с холодной головой» и не руководствоваться только чувствами, ведь «Украина, в первую очередь, правовая страна».
На втором заседании 19 мая выступила потерпевшая — супруга погибшего Екатерина Шелипова. Она рассказала, что ее супруг утром 28 февраля решил съездить в другую часть села — посмотреть на воронку, которая образовалась от взрыва танка. Затем она услышала выстрелы и выглянула за калитку, увидев проезжающий мимо автомобиль с Шишимариным на заднем сиденье. Спрятавшись во дворе, женщина спустя какое-то время снова выглянула на улицу — и увидела тело своего убитого мужа.
— Он для меня был всем. Он был моим защитником. Я прожила с ним как за каменной стеной, никогда и никому он не отказывал, — утирая слезы, говорила женщина.
Также во второй день выступили двое свидетелей. Сосед Шелиповых Игорь Дейкон подтвердил обстоятельства гибели Александра Шелипова. Сослуживец Шишимарина, рядовой Иван Мальтисов, подтвердил, что ему и остальным военнослужащим приходилось выполнять приказы старших по званию. Однако отдавший приказ выстрелить в Шелипова военнослужащий, по его словам, также ему не знаком.
Суд рассмотрел также письменные и вещественные доказательства обвинения. Среди последних — телефон убитого и оружие российских военнослужащих. В тот же день начались прения — однако адвокат Виктор Овсянников попросил отложить заседание для подготовки к ним. Он выступил в третий день суда: Овсянников настаивал, что у Шишимарина не было намерения убить человека, а приказ он выполнял формально, надеясь, что не попадет.
Он также подчеркнул, что пленных лейтенанта Калинина и прапорщика Макеева, которые также находились в том автомобиле, Украина уже обменяла и передала России. Несмотря на то, что непосредственным начальником Шишимарина был Калинин, 28 февраля он «самоустранился» — на территорию Чупаховки он въехал в багажнике угнанного сослуживцами автомобиля, и приказы солдатам отдавал неизвестный им Куфаков.
— Лично я считаю, что на скамье подсудимых сейчас должны находится Макеев, Калинин и Куфаков, а не этот парень. Но двух первых, как мы вчера узнали, уже обменяли. На войне не бывает типовых ситуаций. Основная цель правосудия — разобраться в том, что случилось. Одно дело, когда преступление совершено с прямым намерением, а другое — когда это произошло случайно. Важно оценить внутреннее отношение Шишимарина к происходящему.
В прениях коротко выступил и сам Шишимарин.
— Я искренне раскаиваюсь в том, что я сделал, — говорит он. — В тот момент я нервничал, шли боевые действия, и не хотел убивать. Но так случилось… Впоследствии я понял, что лучше сдаться в плен.
Судья быстро зачитывает материалы дела: перечисляет участников процесса и нормативные документы, а затем переходит к обвинению, предъявленному Шишимарину. После он зачитывает его характеристику, упоминая, что служить по контракту в российскую армию мужчина пошел, чтобы заработать денег — зарплата военнослужащего была примерно 500 долларов.
Далее судья перечисляет события, предшествовавшие убийству Шелипова — то, как четвертая танковая Кантемировская дивизия, командиром отделения которой был Вадим Шишимарин, вторглась на территорию Украины. Как колонну техники, в составе которой передвигался подсудимый, обстреляли 28 февраля. То, как скрывшиеся от обстрела военнослужащие угнали гражданский автомобиль и заехали на территорию села Чупаховка Сумской области, где им и встретился местный житель Александр Шелипов.
Далее следует описание убийства Шелипова и результаты экспертизы, согласно которой погибший скончался от ранения головы.
Суд не доверяет показаниям Шишимарина о том, что у него не было намерения убить Шелипова, когда он выстрелил.
Вина Шишимарина полностью подтверждена в ходе судебного разбирательства, зачитывает судья.
Обвиняемый признал свою вину частично, утверждая, что у него не было намерения убить Шелипова. Суд подчеркивает, что не может признать искренность раскаяния. Таким образом, смягчающим обстоятельством является только сотрудничество Шишимарина со следствием.
Суд признал виновным Вадима Шишимарина и приговорил его к пожизненному лишению свободы по статье о нарушении законов и обычаев войны (часть 2 статьи 438 УК Украины).
Таким образом, Соломенский райсуд Киева признал сержанта виновным в нарушении законов и обычаев войны, совмещенных с умышленным убийством мирного жителя Александра Шелипова.
Адвокат Шишимарина Виктор Овсянников после приговора сообщил, что намерен подавать апелляцию на приговор.
— Я считаю, что в вердикте суда неправильно отображена ситуация вокруг Шишимарина, — сказал он. — Я считаю, что в действиях моего подзащитного не было оснований для квалификации его действий как нарушение прав и обычаев войны.