Мосгорсуд начинает рассматривать по существу дело пятерых бывших полицейских УВД по ЗАО Москвы Игоря Ляховца, Дениса Коновалова, Акбара Сергалиева, Максима Уметбаева и Романа Феофанова. Их обвиняют в превышении должностных полномочий, фальсификации доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности, а также незаконном хранении наркотиков.
Как установило следствие, 7 июня 2019 года полицейские подбросили наркотики журналисту «Медузы» Ивану Голунову. Заказчика у преступления, утверждает СК, не было — обвиняемые сделали это по карьерным мотивам, чтобы повысить показатели раскрываемости уголовных дел.
Никулинский суд Москвы сначала отправил Голунова под домашний арест. Однако вскоре эксперты МВД пришли к выводу, что на контрольных смывах с ладоней рук и ногтевых пластинах журналиста нет следов наркотиков. На изъятых при обыске предметах также не обнаружили отпечатков пальцев Голунова.
С того момента, как стало известно о задержании журналиста, по всей стране началась масштабная кампания в его поддержку. Сотни людей выходили с пикетами к главному управлению МВД по Москве на Петровке, 38, а ведущие деловые газеты — РБК, «Ведомости» и «Коммерсант» — вышли с одинаковыми обложками с лозунгом «Я/Мы Иван Голунов».
На фоне этого МВД объявило о прекращении уголовного преследования журналиста. Начальника УВД по ЗАО Андрея Пучкова и главу управления по контролю за оборотом наркотиков Юрия Девяткина уволили.
Однако полицейских, задерживавших Голунова, арестовали только спустя полгода. Об уголовном деле в отношении силовиков стало известно в день пресс-конференции президента Владимира Путина.
Никто из полицейских сначала не признавал вину. Но вскоре Денис Коновалов признал вину и дал показания против своего начальника Игоря Ляховца. После этого Коновалова перевели из СИЗО под домашний арест.
Иван Голунов связывает свое преследование с профессиональной деятельностью. Изначально он предполагал, что причиной его задержания стала подготовка расследования о московском рынке ритуальных услуг. Но спустя год Голунов сказал, что «вся эта история началась еще до того, как я занялся темой ритуального бизнеса». Другого предполагаемого заказчика он не назвал.
Заседание начинается с полуторачасовым опозданием.
Слушателей приглашают в просторный зал с двумя «аквариумами» для подсудимых. Признавший вину Денис Коновалов сидит за столом рядом с адвокатами, остальные — в одном из «аквариумов».
В зал входит судья Сергей Груздев, который журит адвоката Игоря Ляховца Алексея Коврижкина за опоздание. Он открывает заседание и просит подсудимых представиться.
Подсудимые начинают представляться, однако их очень плохо слышно: звуки глушит как стекло аквариума, в котором они находятся, так и маски на их лицах. Первым представляется Ляховец, последним — Коновалов.
Вслед за подсудимыми представляется Иван Голунов, его адвокаты — Сергей Бадамшин и Олег Елисеев. Рядом с ними сидит прокурор Татьяна Паршинцева.
Адвокаты подсудимых: Алексей Коврижкин (Ляховец), Алексей Губкин (Коновалов), Денис Ковалев (Сергалиев; Ковалев участвует в защите вместе с Максимом Минеевым), Андрей Виноградов (Уметбаев) и Александр Шабуров (Феофанов).
— Хотелось бы начать процесс, но я вынужден принести всем извинения, — начинает судья Груздев.
Он извиняется в первую очередь перед обвиняемыми, поскольку они больше всех заинтересованы в скорейшем завершении процесса. Затем Груздев говорит, что для переноса заседания есть некие «объективные причины».
Он просит подсудимых встать и объясняет им их права, затем спрашивает у защитников про отводы и объясняет Голунову его права как потерпевшего.
Судья спрашивает у адвоката Игоря Ляховца Алексея Коврижкина о его статусе; тот отвечает, что 29 октября адвокатская палата лишила его статуса, и он не может продолжать участие в процессе.
Груздев просит предоставить решение адвокатской палаты.
— Мы написали запрос 30 ноября 2020 года, но до сих пор никаких сведений не пришло, — говорит он. — Коль скоро вы просите освободить вас от участия в процессе... Мне нужен процессуальный документ для того, чтобы освободить вас от участия в процессе.
Коврижкин просит «минуту или две», чтобы отправить копию документа по электронной почте, но судья просит физический документ.
Подсудимый Ляховец говорит из аквариума, что хочет вообще отказаться от юридической защиты. Судья Груздев объявляет, что пока решение по этому поводу принимать не будет, а откладывает заседание, чтобы прояснить статус защитника Коврижкина.