Вечером 8 июня в центре Москвы на Смоленской-Сенной площади актер Михаил Ефремов, пьяным севший за руль джипа, выехал на встречную полосу и врезался в легковой фургон «Лада». Водитель пострадавшей машины был госпитализирован в крайне тяжелом состоянии с закрытой черепно-мозговой травмой, переломами бедра и ребер. Утром стало известно о смерти пострадавшего водителя.
Сначала МВД возбудило уголовное дело по части 2 статьи 264 УК (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств), по которой грозит от трех до семи лет колонии. Однако после смерти водителя его переквалифицировали на более тяжкий состав — часть 4 статьи 264 УК (нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности смерть человека и совершенное лицом в состоянии опьянения). По ней максимальный срок — 12 лет колонии.
Всех журналистов отправили в зал с трансляцией. Судья входит, объявляет заседание открытым. Она говорит, что рассматривается вопрос о домашнем аресте для Михаила Ефремова. Следом она дежурно спрашивает мнение сторон по поводу ведения видеосъемки. Ефремов встает и охрипшим голосом говорит что-то; разобрать можно только слово «чудовищно» и то, что он против съемки. Его адвокаты выступают против.
BFM отмечает: актер сказал, что «не очень любит сниматься».
Тем временем в зале трансляции для журналистов происходит перепалка: приставы и пресс-секретарь запрещают корреспондентам снимать экран изображением из зала, где проходит само заседание.
Михаил Ефремов негромко представляется; говорит, что он не судим, и у него есть дети.
Судья представляет стороны — фамилии на трансляции не слышно — и объясняет Ефремову его права как обвиняемого. Актеру права понятны.
Следователь читает ходатайство. Говорит, что возбуждено уголовное дело 9 июня 2020 года, Ефремов допрошен в качестве подозреваемого и отпущен под подписку о невыезде, затем, в связи с изменившимися обстоятельствами, дело было переквалифицировано.
«Данное решение было принято, поскольку пострадавший скончался. Впоследствии Ефремов был вызван для проведения следственных действий, однако по месту его жительства, которое было указано в подписке, он не находился», — говорит он.
По словам следователя, местоположение актера было установлено с помощью «оперативных мероприятий».
— Ефремов Михаил Олегович обвиняется в совершении преступления по неосторожности, поскольку наказание — от 5 до 12 лет лишения свободы, учитывая характер деяния и общественный резонанс, состояние опьянения… Все эти перечисленные обстоятельства дают основания для домашнего ареста по адресу его регистрации на два месяца — до 9 августа 2020 года.
Прокурор дежурно поддерживает ходатайство.
— Поскольку Ефремов обвиняется в совершении неосторожного преступления, в момент совершения преступления находился в состоянии алкогольного опьянения… — повторяет прокурор доводы следователя. Затем она перечисляет стандартные доводы для меры пресечения: может скрыться, продолжить преступную деятельность и так далее.
Теперь выступает защита. Адвокат Ефремова возражает против домашнего ареста; ее аргументы не слышно из-за пристава, который в очередной раз подходит к журналистке и начинает ей что-то объяснять.
Защитница ссылается на стандартные для таких случаев доводы: упоминает положительные стороны подзащитного, награды, его детей, внуков, говорит про хронические заболевания Ефремова, указывает, что тяжесть преступления — не основание для избрания меры пресечения.
Судья начинает негромко и быстро перечислять материалы дела: постановление о возбуждении, создание следственной группы и так далее.
— Добавить что-нибудь желаете перед тем, как суд удалится для принятия решения? — спрашивает судья.
Стороны молчат. Судья уходит в совещательную комнату.
Пока судьи нет, Mash публикует видео с Ефремовым, где он на вопрос о признании вины отвечает: «Конечно, а куда я денусь?»