Программист из города Березники Пермского края Никита Чирцов в мае приехал в Москву, чтобы погостить у друзей. 27 июля он пошел на акцию за допуск независимых кандидатов на выборы в Московскую городскую думу. Там Чирцова задержали, а через несколько дней Лефортовский районный суд назначил ему штраф 12 тысяч рублей по статье о нарушении правил проведения акции (часть 5 статьи 20.2 КоАП).
Никиту Чирцова задержали спустя месяц после акции в Минске. Белорусские силовики объяснили, что его разыскивают в России по делу о применении насилия в отношении представителя власти (статья 318 УК) и участии в массовых беспорядках (статья 212 УК). 30 августа Чирцова выслали в Москву, в аэропорту его встретила корреспондентка «Медиазоны». Как объяснял сам Чирцов, в Белоруссию после акции он поехал «просто отдыхать».
Официально Чирцова задержали 2 сентября, на следующий день Басманный суд отправил его под стражу.
В Березниках осталась бабушка обвиняемого Надежда Ложкина, которая устраивает пикеты в поддержку внука. «Не могу ничего не делать. Когда постою, мне легче становится. Хоть этим поддержу Никиту, все равно он чувствует, что мы его поддерживаем», — говорила она «Новой газете».
Заседание, запланированное на 10:40, все еще не началось. Помощница судьи Елены Булгаковой говорит, что Чирцова пока не доставили из следственного изолятора.
На заседание приехали отец Чирцова и его бабушка Надежда Ложкина. Всего начала ждут примерно 25 человек, в том числе, бывший фигурант «московского дела» Сергей Абаничев и отец другого обвиняемого Сергея Фомина.
Бабушка Чирцова говорит активистам, что сегодня будет проводить пикет. Тем временем, у Тверского суда пикет проводит Владислав Барабанов, с которого сняли обвинения по «московскому делу».
Бабушка Чирцова плачет у зала. Ее успокаивает мама Данила Беглеца: «Держитесь, надо прощать, надо прощать». Беглец в сентябре получил два года колонии по «московскому делу».
В зал заходят камеры.
Следом заходят родственники, активисты и пишущие корреспонденты. Всем места не хватило, так что часть людей ушла в кабинет с трансляцией.
Заходит судья Елена Булгакова. Чирцов представляется, называет место рождения, у него среднее образование. Обвинение представляет прокурор Пастухов. Потерпевший — полицейский второго оперативного полка при ГУ МВД Москвы Юрий Михаленок.
Чирцову и потерпевшему разъяснили их права, всем все понятно. Прокурор сразу же заявляет ходатайство о продлении меры пресечения на шесть месяцев.
Подсудимый против. 21 октября Басманный суд продлил срок его ареста до конца января 2020 года.
Адвокат Александр Борков говорит, что ходатайство заявлено неправомерно и не подлежит удовлетворению. Он напоминает, что все следственные действия завершены, Чирцов не может и не имеет никакой возможности повлиять на потерпевшего. Он не намерен скрыться от суда и будет приходить на все заседания по вызову.
Защитник считает, можно избрать меру пресечения, не связанную с изоляцией от общества. Судья уходит в совещательную комнату.
Исправлено в 14:00. Уточнена фамилия потерпевшего.
Защитник Чирцова Борков теперь заявляет ходатайство, чтобы Чирцова выпустили из «аквариума». «Содержание Чирцова в данном помещении унижает его достоинство и нарушает его права», — говорит адвокат.
Борков напоминает, что Европейский суд по правам человека неоднократно критиковал использование «аквариумов» и клеток. Для самого адвоката также тяжело так вести процесс — Чирцов плохо слышит, что происходит в зале, его приходится переспрашивать. Он лишен права на защиту и не может вовремя проконсультироваться.
Прокурор возражает против ходатайства. Судья Булгакова не видит оснований, чтобы его удовлетворить.
Ходатайств больше нет.
Прокурор Пастухов начинает читать обвинительное заключение: Чирцов применил неопасное насилие в отношении представителя власти. 27 июля он участвовал в несогласованной акции, находился в Столешниковом переулке. Там же сержант полиции Михаленок нес службу «по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка».
Чирцов, наблюдая за исполнением Михаленком своих полномочий, решил применить к нему насилие, читает прокурор. Подсудимый, «достоверно зная, что находящийся в форменном обмундировании Михаленок» является представителем власти, применил в отношении него насилие, не опасное для жизни — толкнул в область грудной клетки и плеча, из-за чего тот испытал физическую боль.
Подсудимый говорит, что обвинение ему понятно, вину не признает в полном объеме. Показания он хочет давать позже.
Прокурор Пастухов предлагает допросить потерпевшего, исследовать материалы, а затем допросить Чирцова. Никто не возражает.
Начинается допрос полицейского Михаленка — это блондин в джинсах и бело-голубой рубашке. Чирцова он знает по уголовному делу. На 27 июля Михаленок был полицейским второго оперативного полка.
Гособвинитель просит его в свободной форме расскать о событиях 27 июля.
— Я нес службу на углу Столешникова переулка и Тверской улицы. Обеспечивали безопасность во время несогласованной акции.
— Вы были в форменном обмундировании? — интересуется прокурор.
— Да.
— Инструктаж проводили?
— Да.
Далее потерпевший Михаленок рассказывает, что полиции поступило указание «вытеснять толпу митингующих вглубь от дороги», когда на углу скопилось много людей. Когда протестующих начали вытеснять, «то есть во время пресечения административных правонарушений, гражданин Чирцов подбежал ко мне и толкнул меня в область грудной клетки, я попятился назад и в дальнейшем побежал за ним вместе со своими коллегами».
Михаленок добавляет, что побежал за Чирцовым и хотел его задержать, но безуспешно. В итоге Чирцова задержали через пару минут коллеги Михаленка.
— До задержания ему было предъявленного требование остановиться, пройти куда-то? — спрашивает прокурор.
— Нет, он стал пятиться, я ему сказал, чтобы он отошел назад. Он меня толкнул и убежал и скрылся в толпе людей, я не знаю, намеренно или нет побежал в толпу людей.
— Сможете подробнее описать физическое воздействие: как толкнул, двумя ли руками?
— Двумя руками в область грудной клетки.
Обновлено в 18:00. Приведены более полные цитаты прокурора и потерпевшего.
Теперь вопросы задает адвокат Борков. Он интересуется, давало ли руководство ему какие-либо указания ему перед заседанием. Судья Булгакова снимает этот вопрос.
Тогда Борков спрашивает, оказывал ли на Михаленка давление сам Чирцов или какие-либо люди от его лица. Тот отвечает отрицательно.
Адвокат спрашивает, как был одет полицейский 27 июля. Михаленок перечисляет: патрульньный костюм, бронежилет, дубинка, шлем.
Затем защитник спрашивает, проходил ли он обучение в школе полиции, тот отвечает утвердительно.
— Задерживали ли вы каких-либо хулиганов?
— Снимается вопрос, — вмешивается судья Булгакова.
— Вы получали ранения во время службы?
— Снимается вопрос.
Тогда защитник просит описать, какую именно боль испытал полицейский.
— Как таковой физический боли я не почувствовал, я просто попятился назад, — отвечает Михаленок.
— Вы бы могли расценивать это действие как оскорбление с учетом вашего опыта? — спрашивает адвокат.
— Снимается вопрос, — снова говорит судья.
Наконец адвокат спрашивает, готов ли полицейский принять извинения и компенсацию. Михаленок отвечает, что готов. Он также не против примирения.
Теперь потерпевшего допрашивает судья. Она просит описать, как был одет Чирцов. Михаленок вспоминает желтую футболку, головного убора не было. Каких-либо лозунгов Чирцов не выкрикивал, он просто сказал в толпу: «Ну что вы стоите!». Никаких угроз Чирцов не высказывал, отмечает полицейский.
Прокурор Пастухов просит отложить заседание для того, чтобы была техническая возможность посмотреть видео с участием потерпевшего.
Адвокат Борков и его подзащитный оставляют вопрос на усмотрение суда. Потерпевший говорит, что он-то запись видел.
Судья Булгакова откладывает заседание до 5 декабря.
Doxa пишет, что после суда потерпевший Михаленок сказал, что «никакой злости не испытывает, не поддерживает продление ареста Чирцова и считает, что необходимо примирение сторон».