Ивану Подкопаеву 25 лет, он работал техником в Государственной публичной научно-технической библиотеке, где давно работает его мать. Его задержали 27 июля во время акции в поддержку независимых кандидатов на выборы в Московскую городскую думу: сначала молодого человека доставили в ОВД «Тверской», а через два дня суд назначил ему восемь суток административного ареста.
Во время ареста его увезли из спецприемника и задержали уже по уголовному делу о «массовых беспорядках» (часть 2 статьи 212 УК). 2 августа Пресненский суд Москвы отправил его в СИЗО. На заседании стало известно, что после задержания у Подкопаева в рюкзаке нашли нож, молоток, противогаз и флягу. Сам он говорил, что эти вещи предназначены «для хозяйственных целей», поскольку он занимается починкой техники.
Позже Подкопаеву предъявили окончание обвинение по другой статье — ему вменили применение насилия в отношении представителя власти (часть 1 статьи 318 УК). Следователи считают, что он распылил перцовый баллончик в сторону силовиков. Подкопаев признал вину и попросил о суде в особом порядке, то есть без исследования доказательств. В итоге Тверской районный суд Москвы приговорил его к трем годам колонии общего режима.
«Так получилось, что среди этих сотрудников [на акции 27 июля] были мои ровесники, ребята, срочники, которым я тоже когда-то был. Я искренне извиняюсь перед ними, просто так получилось, что мы оказались по разные стороны. Единственное, что спровоцировало мои действия было то, что они взяли металлическое ограждение [и начали давить им] на людей, среди которых были женщины и пожилые люди», — объяснял Подкопаев в последнем слове.
С 18 сентября у здания администрации президента проходят пикеты с требованием освободить всех фигурантов «московского дела», в том числе Подкопаева. 29 сентября на проспекте Сахарова прошел митинг в поддержку обвиняемых и осужденных, на него пришли более 20 тысяч человек.
Священники, психологи, правозащитники, журналисты, музыканты, художники, режиссеры-аниматоры, литераторы, IT-специалисты, а также работники маркетинга потребовали прекратить «московское дело».
В начале прошлого заседания судья Елена Лаврова объявила, что «в связи с ненадлежащим извещением осужденного» рассмотрение апелляции будет отложено до 2 октября, хотя сам Подкопаев был против этого.
Участников процесса и слушателей начинают запускать в зал с часовым опозданием — заседание должно было начаться в 14:45. Задержка возникла из-за другого заседания у судьи Елены Лавровой.
Когда слушатели и журналисты заходят в зал, адвокат Подкопаева Николай Фомин просит у суда немного времени, чтобы пообщаться с подзащитным. После этого слушателей выводят из зала.
Судья Лаврова дежурно устанавливает личность подсудимого. Подкопаев вновь участвует в заседании по видеосвязи из СИЗО. На юноше черная футболка, видно, что на столе перед ним разложены листы.
Среди слушателей в зале Алексей Миняйло, с которого сняли обвинение по «московскому делу», программист Айдар Губайдулин, который остается под следствием, но находится под подпиской о невыезде, и иеромонах Дмитрий Першин. Они пришли поддержать Ивана Подкопаева.
Помимо адвоката Николая Фомина, теперь Подкопаева представляет еще один защитник — Алексей Чернышев. Он просит о переносе рассмотрения жалобы, так как согласовал с Подкопаевым его позицию и теперь она поменялась.
— Кроме того, с учетом тех обстоятельств, что я вступил в дело со вчерашнего вечера, для надлежащей защиты необходимо время для изучения материалов дела, — говорит адвокат Чернышев.
После заседания адвокат Чернышев отказывается объяснять журналистам позицию своего доверителя и спешно уходит.
Про адвоката Чернышева известно, что в прошлом он защищал корреспондента РБК Александра Соколова на процессе по делу ИГПР «Зов» и политтехнолога Петра Милосердова. По словам координатора юридической помощи «ОВД-Инфо» Аллы Фроловой, нового адвоката наняли родственники Подкопаева; другие подробности ей не известны.