На прошлом заседании по делу адвоката Михаила Беньяша продолжились допросы свидетелей. Первым выступил заместитель начальника отдела исполнения административного законодательства МВД по Краснодару Константин Шершень. Он рассказал, что не помнит, выдавалась ли ориентировка его авторства в день задержания.
Затем допросили начальницу отдела исполнения административного законодательства местного МВД Татьяну Нечаеву. По ее словам, она «мониторила интернет» на работе и выявила административное нарушение, которое Беньяш якобы совершил. Впрочем, Нечаева не смогла вспомнить, в какой именно соцсети был опубликован пост.
После регистрации материала Нечаева передала его на исполнение Шершеню; кто занимался им дальше, она не помнит. Об алгоритме работы при выявлении правонарушений она сказала просто: «Обычно, когда ты выходишь в интернет, сразу выскакивает информация и все прочее».
Третьим должны были допросить начальника уголовного розыска Сергея Сахно, но он не пришел — оказалось, что полицейский в отпуске.
Следующим допросили казака Григория Русина, которого в мае 2018 года задержаливали потерпевшие полицейские Долгов и Юрченко. Он рассказал, что тогда полицейские наступили на его обмундирование, от чего он споткнулся и упал на одного из них; его избили, схватили за руки, ноги и бороду, и отнесли в автозак. В итоге казак получил штраф.
Заседание задерживается — прокурор Андрей Томчак участвует в другом процессе. Он вернулся и извинился за опоздание. Подсудимый Беньяш уже на месте, вместе с ним адвокаты Александр Попков, Наринэ Галустян, Феликс Вертегель, Евгений Гудым, Росита Тулян и Людмила Александрова.
На заседание пришел представитель генерального консульства Кипра, он говорит, что ему интересно дело Беньяша. Это мужчина лет 50 с залысиной. Он сидит в зале с блокнотом и ручкой. Судья Диана Беляк открывает заседание.
Прокурор Томчак принес справку об отпуске начальника уголовного розыска краснодарской полиции Сергея Сахно до 7 июня. Справку приобщают.
В суд не пришли потерпевшие. Беньяш говорит, что ему хотелось бы с ними посмотреть видео, но подсудимый не возражает изучить записи и без потерпевших. Беньяш также говорит, что не видит Сахно в суде и считает это неуважением к суду. Судья Беляк обещает, что рассмотрит это заявление адвоката.
МВД прислали в ответ на запрос суда материалы КУСП (книга учета сообщений о преступлениях), в которых должна быть информация по делу Беньяша, однако в этом ответе говорится совсем про другого человека, которому звонил участковый. Полицейскому ответила некая Татьяна и отказалась говорить.
Все в зале не понимают, что это за ответ. Адвокаты фотографируют ответ МВД.
Судья Беляк говорит, что все свидетели были выслушаны, ходатайства рассмотрены. Она интересуется у защиты, есть ли еще какие-нибудь ходатайства.
Михаил Беньяш говорит, что есть еще один свидетель защиты, но он не смог сегодня прилететь из Москвы и хотел прийти на следующее заседание. Судья просит заявить сразу все ходатайства по свидетелям и запросам, чтобы побыстрее закончить судебное следствие.
Также Беньяш просит полицию прислать материалы по плану «Крепость» и снова вызвать Сахно. Судья соглашается.
Беньяш продолжает: ходатайствует вызвать следователя, который несколько раз допрашивал свидетелей обвинения. По словам подсудимого, они могли дать ложные показания о нахождении в ОВД.
— Есть противоречия в показаниях потерпевших между первым и вторым допросами. Почему следователь эти противоречия не устранял? Эти противоречия приближали показания к обвинению, — добавляет адвокат Александр Попков.
Он напоминает, что в день задержания Беньяша адвоката Алексея Аванесяна не пропустили на территорию ОВД, а следователя — пропустили. «Следователь фактически сам был свидетелем», — считает защитник.
Судья Беляк вспоминает, что тоже видела Беньяша с повреждениями в Ленинском суде. Адвокат Попков отвечает, что поэтому позиция защиты остается прежней — судья не может участвовать в этом процессе.
Адвокат Людмила Александрова говорит, что следователь не должен вставать ни на какую сторону в деле, но ситуация с диском свидетельствует о том, что следователь осознавал, что такие доказательства незаконны, и приобщил этот диск к материалам дела. Защитник Попков согласен: нужно понять, почему следователь не приобщал важные доказательства стороны защиты.
Судья Беляк отказывает в вызове следователя. Она говорит, что оценивать доказательства будут стороны и суд.
Теперь подсудимый Беньяш оглашает показания полицейского Дениса Пронского, в котором упоминаются дата и время, когда он звонил Беньяшу.
Беньяш просит приобщить к делу детализацию его номера телефона, где нет данных о том, что полицейский звонил ему или пытался это сделать. Судья приобщает документ.
Адвокат Александрова снова пытается заявить свидетеля-следователя Данильченко. Она хочет доказать, что против Беньяша была совершена провокация, и пытается выяснить, кто мог подставить адвоката.
Судья Беляк говорит адвокатам, что если следователя все же вызовут в суд, то допрашивать его нужно будет именно по CD-диску из дела.
— Только два вопроса, — обещает Беньяш, но поправляется. — Не два вопроса, а два обстоятельства: по поводу того, как попал диск в доказательства и как видео было смонтировано.
Судья просит защиту пообещать, что не будут задавать вопросы не по этим обстоятельствам. Адвокаты согласны, Беньяш улыбается.
— Вы меня не надурите, я буду снимать вопросы, — предупреждает судья. Адвокат Попков говорит, что не совсем согласен с коллегами: судья не может согласовывать вопросы к свидетелю перед тем, как его вызвать.
— УПК не предусматривает такую возможность, но я связан позицией своего подзащитного.
В итоге судья все же отказывает в вызове свидетеля, так как «адвокат прав, что суд не может ограничивать вопросы к свидетелю».
Михаил Беньяш просит огласить часть детализации звонков; судья удовлетворяет ходатайство.
Звонки охватывают период с 19:40 8 сентября до 12:26 9 сентября. Основные звонки поступали с двух номеров, говорит Беньяш:
— Я пытался узнать, что это за номера, пытаясь использовать современные способы деанона.
— Это что такое? — спрашивает судья.
— Это достаточно просто. Фээсбэшники это делают очень быстро. Я полагаю, что эти номера принадлежат сотрудникам УГРО (уголовного розыска — МЗ). Они полчаса звонили мне с целью установления моего местонахождения. Прошу запросить у телефонного провайдера, на кого оформлены эти номера.
— Отказываю. Это затянет процесс. Тем более это не телефоны [потерпевших полицейских] Юрченко и Долгова. Суд не занимается предварительным следствием. Суд оценивает собранные ходатайства.
На этом заседание заканчивается и откладывается до 11:00 18 июня. На следующем планируется просмотр видео в присуствии потерпевших.