Заседания по делу Мотузной идут с августа 2018 года. На первом из них девушка отказалась от признания вины и от особого порядка. Следующее заседание было коротким — в суд пришел только технический специалист, который кратко рассказал про распечатку детализации звонков подсудимой.
28 августа стороны допросили свидетельниц Дарью Исаенко и Анастасию Битнер — по их просьбе это произошло в закрытом режиме, так как они пожаловались на угрозы. Битнер, как рассказывала после Мотузная, нервничала и смеялась, а Исаенко «вела себя очень нагло, заявляла, что это все отношения к делу не имеет». В тот же день выступил сотрудник Центра «Э» Вадим Стрелков; он сообщил суду, что отсмотрел 14 тысяч сохраненных картинок за час.
На четвертом заседании выступили понятые, присутствовавшие при осмотре страницы подсудимой, а также ее бывший молодой человек. Наконец, на пятом заседании допросили саму Мотузную — она рассказала, что ее обманули и заставили написать явку с повинной, а также то, что она просто сохраняла мемы и не имела умысла на какое-либо возбуждение ненависти, вражды или розни.
Параллельно с процессом Мотузной в России шла широкая дискуссия о необходимости смягчения статей УК, наказывающих за экстремизм в интернете.
20 сентября Пленум Верховного суда предписал судам оценивать значимость предполагаемого преступления, учитывая охват аудитории, влияние на нее и контекст публикации. Ссылаясь на это постановление Следственный комитет уже прекратил два уголовных дела по статье 282 УК — в Красноярске, где мужчина обвинялся в экстремизме из-за сохраненных «ВКонтакте» картинок, и в Тюмени, где на местную жительницу завели дело о возбуждении ненависти в отношении судей из-за частушек.
3 октября президент Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о частичной декриминализации части 1 статьи 282 УК. Он предложил наказывать за первое нарушение по ней в административном, а не в уголовном порядке. «Медиазона» подробно разбирала то, как будет работать новый закон в случае его принятия.
В зал входит судья Трушкин. Он сообщает, что защита Мотузной предоставила ходатайство о прекращении уголовного дела и говорит, что в нем отказано, и что рассмотрение дела нужно продолжить.
Теперь адвокат Бушмаков выступает с ходатайством о возврате дела в прокуратуру. Он настаивает: следствие не выяснило ни мотивы, ни умысел Мотузной, не подтвердило, что она хотела нанести ущерб конституционному строю. Поэтому, говорит Бушмаков, нужно вернуть дело прокурору для того, чтобы рассмотреть все обстоятельства.
Адвокат также говорит, что следствие не проанализировало, есть ли в действиях Мотузной признаки общественно-опасной деятельности. Кроме того, остается вопрос малозначительности действий Мотузной — ее публикации не привели ни к каким последствиям.
«Ничего этого не было изучено. Поэтому мы просим ходатайство о передаче уголовного дела прокурору удовлетворить», — резюмирует защитник.
Прокурор, в свою очередь, также ходатайствует о возвращении дела в связи с новыми обстоятельствами. Трушкин объявляет перерыв для принятия решения — он обещает вернуться в 13 часов по барнаульскому времени (9 часов по московскому).
После заседания адвокаты Мотузной пообщались с журналистами. Роман Ожмегов сказал, что не считает решение суда победой, потому если дело переквалифицируют на административное, то Мотузная в любом случае «останется экстремисткой».
Алексей Бушмаков считает, что после постановления Пленума Верховного суда количество уголовных дел за репосты уменьшится, но станет больше административных, потому что «люди всегда будут высказывать свое мнение и критиковать власть и церковь».
Мотузной разрешили поучаствовать в программе на телеканале «Спас», в пятницу, 12 октября, девушка приедет в Москву.