В понедельник, 16 апреля, Роскомнадзор приступил к блокировке мессенджера Telegram. В 18:00 активисты устроили акцию против блокировки на Лубянке: они собрались у Соловецкого камня, пришли к зданию ФСБ и начали запускать разноцветные бумажные самолетики.
На акции задержали 12 человек, на ночь их оставили в ОВД «Мещанское». На молодых людей составили административные протоклы. Одна из задержанных — Алина Музыченко — сказала «Медиазоне», что сегодня планируется рассмотреть только два дела — против нее и Юлии Костенко, остальных оставят в отделе полиции до среды.
Адвокат «Открытой России» Александр Ефимов, который будет представлять интересы задержанных, сказал «Медиазоне», что на девушек составили протоколы по части 1 статьи 20.2.2 КоАП (организация не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания граждан в общественных местах, которые повлекли нарушение общественного порядка)
— Вину свою в правонарушении признаете?
— Да.
— Признаете… Что происходило 16 апреля?
— Вчера примерно в шесть часов вечера я прогуливалась от факультатеа журналистики МГУ до Лубянки. У здания ФСБ я увидела группу людей, которые запускали цветные бумажные самолетики. Я поинтересовалась у одного из участников, что происходит. Мне сказали, что это акция в защиту свободы в интернете. Я тоже сделала самолетик и бросила его в здание. Я не знала, что мои действия противозаконны и повлекут какие-либо санкции.
После этого диалога суд переходит к изучению письменных материалов дела. Судья перечисляет документы: определение о принятии материалов дела, протокол.
— Почему отказались в протоколе расписываться?
— Со мной не было ни адвоката, ни представителя, я думала, что мои права могут быть нарушены.
Адвокат Ефимов обещает позже прокомментировать составление протокола, и судья продолжает перечислять документы: рапорты сотрудников полиции, протокол задержания, письменные объяснения, от которых Юлия отказалась, копия паспорта и сведения о том, что ранее девушка не привлекалась к административной ответственности, а также скриншот сайта.
«Думаю, что она изложила, соответствует действительности. Ее учебное заведение, факультет журналистики, находится в центре. Они туда пришли и гуляли. Она свою вину признала; это носило характер молодежной шалости. В части оформления данного дела я не буду его возвращать и переделывать, но хотел обратить внимание, что, когда понятые подписывают документ, нужно подписывать их имена и адреса. Я не буду в это вдаваться. Прошу суд применить минимальное наказание, которое возможно в этой ситуации», — говорит адвокат Ефимов.
— Не будете больше нарушать? — строго интересуется судья.
— Нет, не буду совершать административные правонарушения более. — отвечает Костенко.
Судья Мордвина, перед тем, как уйти для вынесения решения, обещает вернуться через 20 минут.
Это не первое связанное с Telegram дело, которое рассматривает Мордвина. В декабре 2017 года она рассматривала апелляцию на решение мирового судьи о штрафе в 800 тысяч рублей мессенджеру за отказ предоставить ФСБ ключи для расшифровки.
Судья вернулась и начала оглашать решение: на Костенко составлен протокол, девушка признала вину и пояснила, что прогуливалась и приняла участие в акции.
Суд приходит к выводу, что в 18:30 была «выявлена группа граждан в непосредственной близости от ФСБ, которые осуществляли запуск бумажных изделий, засоряя ими место движения пешеходов».
Костенко, по мнению судьи, поучаствовала в заранее запланированном нарушении общественного порядка. Затем судья отмечает, что пешеходная зона — общественное место, а Костенко «изготовила и запускала бумажные изделия». Наказание — штраф в 10 тысяч рублей.
«Больше пожалуйста не совершайте правонарушения. Понятно?» — заканчивает Мордвина.
Теперь начинается рассмотрение дела второй задержанной — Алины Музыченко. На вопрос судьи, где ее паспорт, девушка отвечает: дома.
Во время установления личности выясняется, что Музыченко родилась в 85 году в белорусском Витебске. Образование среднее специальное актерское, училась на филологическом факультете. Замужем, детей нет, зарегистрирована в Белоруссии, живет на севере Москвы, к административной ответственности не привлекалась.
— Вину признаете? — интересуется судья.
— Признаю, запускала разноцветные самолетики. Мне хотелось поддержать Telegram и право на личную переписку. Я увидела в соцсетях, что соберутся люди пускать самолетики. В мыслях не было, что это что-то противозаконное, я даже паспорт с собой не взяла. А вечером была записана к косметологу. Ну правда, это же классно, запускать бумажные самолетики, — отвечает Музыченко.
Теперь выступает адвокат Ефимов. «Я хотел бы коснуться того, что было нарушено ее право на защиту. Адвокат туда приезжал, но ему не было предоставлено право общения. Право на защиту ее было нарушено. Что касается отказов от подписи, хотелось бы обратить внимание, что, когда понятые подписывали протокол, там нет расшифровки — на некоторых документах просто подписи, кто подписал — неизвестно. Мы это не оспариваем, но так документы не составляются», — говорит он.
«Хотелось бы обратить внимание еще на заявление о том, что граждане делали замечания, проходя мимо. Кто делал замечания? Лица должны быть опрошены, мешало им или не мешало. Брать за основу то, что эти 12 человек кому-то могли помешать пройти в достаточно широком месте — это вымысел, — рассуждает юрист. — Факт сам не отрицается моей подзащитной. Она в принципе согласилась с тем, что ей предъявлено. Я понимаю, очень страшно, когда группа молодых людей пускает самолетики, но никакой общественной опасности не было. Ранее человек не привлекался и столкновений с законом не имел».
На этом судья уходит в совещательную комнату.
Судья вернулась и оглашает решение: на Музыченко составлен протокол, она признала вину, узнала об акции из соцсети и запускала бумажные самолетики — символ Telegram.
«Была выявлена группа граждан которая на пешеходной зоне осуществляла изготовление и запуск бумажных изделий, чем засоряла пешеходную часть и фактически мешала свободному проходу граждан и препятствовала свободному доступу к объекту социальной инфраструктуры», — продолжает Мордвина.
Судья решает оштрафовать Музыченко на 20 тысяч рублей. На этом заседание заканчивается.