Прошлое задание заняло повторение уже оглашенных перед коллегией данных — их заново зачитали по просьбе присяжных, которые, видимо, решил прояснить для себя отдельные моменты дела. Прокуроры снова прочли показания и протокол проверки на месте показаний подруги Немцова Анны Дурицкой, которая шла рядом с ним в момент убийства (в суд живущая в Киеве Дурицкая так и не приехала).
Присяжные заново изучили данные из системы «Поток», фиксировавшей передвижение по Москве 26 и 27 февраля 2015 года автомобиля Немцова и следившего за ним ZAZ Chance. Им также продемонстрировали детализацию номера Шадида Губашева, который 26 февраля встречал Беслана Шаванова в аэропорту Внуково.
Коллегия просмотрела детализацию номера Анзора Губашева и номера Заура Дадаева за 26 и 27 февраля. У обоих, судя по детализации, телефоны были выключены с раннего вечера 27 числа до ночи — то есть в промежуток, когда был застрелен Немцов.
Кроме того, была изучена детализация Руслана Мухудинова, который работал водителем Руслана Геремеева. Именно Мухудинова следствие называет организатором убийства политика. И 26, и 27 февраля Мухудинов и Темирлан Эскерханов неоднократно созванивались и одновременно находились в зоне действия одной базовой станции — в гостинице «Украина».
— Почему Эскерханов с Мухудиновым созванивался в день убийства Немцова? В месте, где был бар, в который, возможно, пошли бы Немцов и Дурицкая? — комментировала это прокурор Мария Семененко.
Следующие несколько дней Мухудинов и Эскерханов созванивались по разу в день. 3 марта, судя по биллингу, Мухудинов улетел в Чечню. 4 марта он звонил Эскерханову из чеченской станицы Шелковской, известной как место жительства Руслана Геремеева. После 6 марта номер Мухудинова больше не работал.
Адвокат Шамсудин Цакаев передает судье больничный лист — адвоката Марка Каверзина еще не выписали. Цакаев подал ходатайство об отложении заседания из-за болезни Каверзина. Коллеги поддерживают его. Подсудимый Заур Дадаев говорит, что не хочет участвовать в заседании без второго защитника.
Судья Юрий Житников поинтересовался, планирует ли адвокат Каверзин посетить заседание завтра. Цакаев не может точно ответить, его помощница из зала подсказывает, что адвокат будет завтра.
— Больничный завтра закрывается, — сказала девушка.
Житников замечает, что в ходатайстве говорится о заседании 27 февраля, адвокат поясняет, что это ошибка. Судья объявил перерыв на 5 минут, чтобы Цакаев уточнил у коллеги, сможет ли он приехать в суд 1 марта. Однако он не смог дозвониться до Каверзина.
Прокурор Мария Семененко говорит, что она «всегда готова представить доказательства» и просит продолжить заседание.
Семененко по просьбе судьи уточняет, что хочет представить предметы, изъятые из автомобиля Mercedes, вещдоки из квартиры на Веерной, 46, и документы, связанные с приобретением телефонов и сим-карт, а также служебную характеристику на Беслана Шаванова, «связанная с тем, что он уверенно владеет оружием».
Судья отклонил ходатайство Цакаева и продолжил заседание.
Житников соглашается не исследовать доказательства защиты Дадаева, но решает изучить другие доказательства. Кроме того, судья удовлетворяет ходатайство адвоката Дадаева о демонстрации детализации телефона подсудимого.
Адвокат Магомед Хадисов просит повторно исследовать детализацию трех номеров Шадида Губашева вместе с картой. Прокурор Семененко возражает. «Уважаемая защита представляла эту детализацию, опираясь на ту же карту, которую сама приобщила», — говорит прокурор. Однако представители потерпевших не возражают и судья удовлетворяет ходатайство Хадисова. Сегодня присяжным покажут детализацию номеров Шадида Губашева. Хадисов просит 5-минутный перерыв, чтобы принести карту. Житников объявляет перерыв на 10 минут.
Хадисов принес карту и развернул ее с адвокатом Садахановым. Шадид Губашев находит поселок Козино, где он жил, Чесноково, а также Новорижское шоссе. Судья Житников вернулся. В зал пригласили присяжных.
Житников поясняет коллегии, что защитники продолжают представлять свои доказательства. Адвокат Хадисов говорит, что повторно покажет детализацию телефона Губашева, чтобы обратить внимание на некоторые моменты.
Защитник начинает с 29 октября 2014 года. Присяжные плохо видят данные таблицы с экрана монитора и просят изменить масштаб. Хадисов советуется с подзащитным. Теперь он спрашивает присяжных, достаточно им просто зачитать номер Губашева или лучше показать таблицу с ноутбука. Присяжные соглашаются на первый вариант.
Адвокат Хадисов зачитывает номер Губашева: 8-922-761-74-79. 29 октября 2014 года в 13:21 абонент с этим номером находился в деревне Грязь Одинцовского района, уточняет защитник.
— Скажите, пожалуйста, Губашев Шадид, верно ли я указал место вашего проживания и находились ли вы там в указанные числа и в данное время? — спрашивает адвокат у подзащитного.
— Да.
Губашев добавляет, что он с братом жил в Козино, но по детализации «бьется» только деревня Грязь, до которой, по его словам, три километра.
Хадисов и Садаханов пододвигают карту к присяжным и на ней показывают, где находится Грязь и Козино. По словам Садаханова, базовая станция, установленная в деревне Грязь, фиксировала телефон Шадида, когда он находился в Козино.
— Прошу обратить внимание, абонент с таким же номером 29 октября в 14:49 находился в радиусе базовой станции, расположенной в Одинцовском районе, деревне Горки. Это означает, что Губашев Шадид передвигается на автомобиле, — продолжает Хадисов. В 15:17 номер его подзащитного зафиксировала базовая станция в резиденции «Бенилюкс».
Адвокат уточняет, что его подзащитного «во время передвижения» зафиксировала базовая станция, которая охватывала территорию от деревни Маслово до «Бенилюкса» или поселка Чесноково. Сам Шадид добавляет, что в то время «почти весь сезон» ездил в СНТ «Лира», расположенное в полутора-двух километрах от поселка Маслово.
31 октября в 15:04 «бьется Маслово», добавляет адвокат Садаханов. На вопрос Хадисова Шадид уточняет, что от Маслово до Бенилюкса ехать 15-20 километров, по времени около 30 минут, если нет пробок, а на КАМАЗе еще дольше.
— За это время я никак не мог попасть в «Бенилюкс», — отмечает Губашев.
На вопрос Хадисова, можно ли перейти к другим номерам, Губашев уточняет, о каких еще датах говорило обвинение.
Согласно детализации, в 15:06 телефон Шадида еще в Маслово, а в 15:14 его фиксирует базовая станция в поселке «Бенилюкс» Истринского района Подмосковья.
Теперь Хадисов снова подходит к карте и обращает внимание присяжных на расположение СНТ «Лира».
— Через СНТ «Лира» можно попасть в Чесноково или «Бенилюкс»?
— Насколько я знаю, нет, — отвечает защитнику Губашев.
Теперь 5 ноября 2014 года. В 15:37 телефон Губашева зафиксирован в деревне Маслово.
— Конечная базовая станция в поселке «Бенилюкс», — говорит защитик, не называя точного времени.
Теперь адвокат диктует второй номер Шадида Губашева: 8-926-894-81-15.
— С какой целью вы пользовались этим номером? — спрашивает Шадида адвокат.
— Интернет, в WhatsApp переписывался, навигатор, «антирадар». Также на него клиенты [звонили]. Он у меня еще с 2007 года.
Шадид уточняет, что при нем всегда находились три номера мобильных телефонов. 29 октября в 15:02 — базовая станция в деревне Чесноково Истринского района, зафиксировано интернет-соединение. В следующий раз абонента в 16:03 фиксирует станция в деревне Грязь Одинцовского района.
— Какое расстояние нужно проехать, чтобы добраться до места проживания? — спрашивает адвокат и показывает на карте, где находятся поселки. Он говорит, что путь Губашева занял почти час, но не сказал, сколько километров между пунктами.
Подсудимый и адвокаты заговорили о селе Захарово.
— Кстати там проживал Пушкин. Александр Сергеевич Пушкин, — отмечает Шадид.
29 октября подсудимый приехал оттуда в Чесноково. Шадид полагает, что станция определяла его в «Бенилюксе» Истринского района, потому что из Маслово в Одинцовском районе он приезжал в СНТ «Лира» в Истринском районе. Между Маслово и «Лирой», по его словам, около километра.
Адвокат Хадисов долго ищет нужный файл с детализацией, и судья, не выдержав, объявляет перерыв на час.
Перерыв закончился, присяжных пригласили в зал. Защита продолжает знакомить коллегию с детализацией звонков Шадида Губашева. Подсудимый пользовался тремя телефонными номерами. С помощью детализации он пытается доказать, что не следил за поселком «Бенилюкс», где проживал Борис Немцов.
Адвокат Хадисов диктует еще один номер, принадлежавший подсудимому: 8-926-364-15-07.
— Вы пользовались этим номером? — спрашивает Хадисов.
— Да.
Этот номер был указан на визитках, которые распечатала ему подруга Ксения Штыркина. Номер оформлен на имя Шадида, уточняет сам подсудимый.
29 октября в 15:13 номер телефона Шадида зафиксирован в деревне Маслово Одинцовского района.
— По другим номерам иногда «бьется» «Бенилюкс». Что еще раз доказывает нам, что в те даты Губашев Шадид находился не в коттеджном поселке [«Бенилюкс»], поскольку все эти номера Губашев Шадид носил собой, — говорит Хадисов.
Прокурор Семененко называет это домыслами.
— Такие же домыслы как то, что вы говорили, что Губашев Шадид находится в машине ZAZ, а потом сказали, что он находился во Внуково, — парирует адвокат. Судья просит стороны делиться умозаключениями в прениях.
Подсудимый повторно обращается к присяжным и говорит, что не был в те дни в «Бенилюксе», просто его фиксировала станция, установленная в поселке.
Теперь перед присяжными выступит прокурор Семененко. Она подходит к кафедре с четырьмя томами уголовного дела. Обвинитель говорит, что зачитает документы, изъятые из автомобиля Mercedes с номером А007АР 199 региона. Машина оформлена на Руслана Мухудинова.
— Это, например, и расписка о поставке ювелирных изделий, свидетельство о госрегистрации физического лица в качестве ИП, это и заявление о незаконных методах ведения следствия от некого гражданина Палия, написанное в ОНК Москвы, — перечисляет Семененко найденные в машине документы. — Это также расписка от некого гражданина Гущина, который получил от Палия 300 тысяч евро за консультационные услуги и дополнительно 5 млн рублей и 25 тысяч долларов за перевод в колонию-поселение города Волгограда.
Также в последнюю сумму входили такие услуги, как получение телефона в колонии и проживание в отдельном помещении, уточняет прокурор. В пакете с документами лежат карточки, навигатор. В автомобиле обнаружили страховку на Мухудинова.
Семененко передала документы, найденные в машине Мухудинова, присяжным.
Адвокат Муса Хадисов возмущается тем, что Семененко делает какие-то отметки в документах маркером. Прокурор уточняет, что в заявлении «о незаконных методах ведения следствия» выделила фрагмент, в котором заявитель говорит, что сотрудники ФСБ незаконно задержали его и держали в некотором помещении, которое не относится к ведомству.
Житников не нашел нарушений в том, что Семененко делала пометки в документе маркером.
Теперь прокурор показывает присяжным страховой полис на Mercedes. Страхователь и владелец — Руслан Мухудинов. Договор ОСАГО датирован 23 сентября 2014 года. В нем говорится, что машиной может пользоваться неограниченный круг лиц.
Прокуроры демонстрируют присяжным справку о ДТП.
— 1 января 2015 года, время 9:30, адрес: город Москва, улица Веерная, дом 3, корпус 6. С автомобилем Mercedes номер 007, — зачитывает документ прокурор Львович. Находившийся за рулем Руслан Геремеев, двигаясь задним ходом, наехал на автомобиль Ford Focus. Обвиняемый Заур Дадаев жил в доме 3, корпус 4.
Также присяжным показывают заявление физлица на перевод денежных средств от Руслана Мухудинова за 24 февраля 2015 год. Тогда Мухудинов перевел через Сбербанк 5 тысяч рублей на счет некого юрлица, зарегистрированного в квартире по адресу Веерная, 3, корпус 4, квартира 23.
Далее присяжным показывают контракт на выдачу клубной карты фитнес-клуба World Gym на имя Геремеева Руслана Абдул-Саидовича от 30 ноября 2014 года. В контактной информации указан телефон: 8-928-888-85-02.
Теперь присяжным передали рукописную расписку о поставке ювелирных украшений от Харламовой Ирины Александровна. Она приняла украшения для реализации. Общая сумма — 3 млн 300 тысяч рублей. На обратной стороне свидетельство о регистрации ИП «Харламова Ирина Александровна».
Семененко спрашивает Дадаева, знает ли он, откуда эти документы.
— Никогда не видел этих документов, — отвечает подсудимый.
— А знали, что этот автомобиль на Мухудинова оформлен?
— Знал, наверное.
— А Геремеева Артура знали?
— Как не знал? Знал.
Семененко спрашивает, знал ли он номер Руслана Геремеева, оканчивающийся на 888-85-02. Дадаев не помнит. Анзор Губашев тоже говорит, что «первый раз слышит» об этих документах. На вопрос Семененко, ездил ли он в этой машине, Губашев вспоминает, что ехал в этой машине в аэропорт. Потом он вспоминает, что и до этого ездил в этом Mercedes, но точно даты не помнит.
Семененко напоминает, что в Козино нашли другие документы, например, о переуступке долга. Губашев замечает, что это старый документ, составленный еще до 2014 года, и к делу он не относится, как и документы из Mercedes.
— Это вещественные доказательства по делу. В деле они есть, — отвечает прокурор.
Анзор вспоминает, что ранее следователи при обысках изъяли телефоны не только подсудимых.
— Потом вы окурки там нашли. Конечно, мы там жили. Что наше — то наше, мы не отказываемся, — говорит Губашев.
Эскерханов тоже не знает о перечисленных прокурорами документах. Он снова жалуется на ход процесса. Житников делает замечание Эскерханову за эмоциональные комментарии и слова о «беззаконии» на процессе.
Житников зачитывает положения УПК, запрещающие при присяжных обсуждать, как были получены доказательства, а также работу следствия и давление на фигурантов дела. «Нельзя в присутствии присяжных опорочивать доказательства», — читает судья.
— Прошу вас принимать во внимание только те данные, которые подлежат рассмотрению с вашим участием. И не воспринимать те, которые, злоупотребляя, высказывали подсудимые, — заключает судья.
Анзор Губашев говорит, что прокуроры также допускали нарушения.
— Я вам слова не давал, — пытается остановить Губашева судья. В итоге он просит присяжных покинуть зал до завтра.
Судья просит прокуроров передать представленные вещдоки защитникам и объявляет перерыв до завтра, по просьбе адвоката Прохорова — до 12:00.
Выйдя из зала, Прохоров обращает внимание защитников на слова Анзора Губашева, в запале бросившего, что «брат вообще отношения к этому не имел».