26 октября директор Российского академического молодежного театра (РАМТ) Софья Апфельбум была задержана после допроса в Следственном комитете. Апфельбаум стала подозреваемой по делу о хищениях бюджетных средств, выделенных «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова.
По версии следствия, будучи директором Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкульта Апфельбаум от имени министерства в 2011–2014 годах подписывала с «Седьмой студией» соглашения о предоставлении субсидий от государства более чем на 214 млн рублей, и обеспечила согласование отчетов с завышенной стоимостью проведенных мероприятий. В результате этого были похищены не менее 68 млн рублей, утверждают в СК.
Как рассказали источники The Bell, в тот же день в департаменте господдержки искусства и народного творчества Минкульта прошли обыски по делу Серебренникова. Следователей интересовали документы, связанные с «Седьмой студией» и проектом «Платформа».
Вечером Апфельбаум предъявили обвинение. Сама задержанная не признает вины. Следствие просит отправить ее под домашний арест.
Апфельбаум стала шестой фигуранткой дела. Кроме нее обвиняемыми по делу проходят основатель «Седьмой студии» и художественный руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников, гендиректор «Седьмой студии» Юрий Итин, бывший гендиректор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский, главный бухгалтер «Седьмой студии» Нина Масляева и продюсер Екатерина Воронова. Последняя покинула Россию и объявлена в розыск. Из фигурантов дела только Масляева признала вину; сначала она находилась в СИЗО, затем была переведена под домашний арест.
В Басманном суде помимо журналистов собралась группа поддержки Апфельбаум. Всего около 30 человек.
Саму Софью Апфельбаум проводят по коридору в зал в сопровождении конвоя. Первыми в зал пускают телеоператоров для протокольной съемки.
Перед заседанием адвокат директора РАМТа Ирина Поверинова рассказала радиостанции BFM, что Минкульт и Апфельбаум не были инициаторами финансирования проекта Серебренникова.
«Было письмо за подписью Медведева — президента — о выделении денег на этот проект. Затем было решение правительства, и Министерство культуры выполняло волю правительства. Соня по доверенности подписывала инвестиционное соглашение с Серебренниковым», — сказала адвокат.
Также защитник Апфельбаум отметила, что ее доверительница — не экономист и проверить эффективность расходов она бы не смогла: «Количество денег, которые были истрачены и как они были истрачены, — для этого, на мой взгляд, есть целый департамент экономики и финансов, который ставит свою подпись перед тем, как деньги выделить. <…> Она (Апфельбаум — МЗ) смотрела: мероприятия проходят? Проходят. Она их посещала. Она смотрела документацию поверхностно, соответствует ли то, что написано, тому, что есть в жизни. Вот тот же пресловутый "Сон в летнюю ночь", за что, собственно, люди пострадали. Она ходила на этот спектакль».
Корреспондент РБК общается с родителями Апфельбаум, уже после беседы их знакомая просит журналистку не беспокоить родных задержанной вопросами. Отец Софьи действительно выглядит взволнованным.
Родители Апфельбаум обсуждают со знакомыми размер возможного залога. «Это не важно», — отвечает мужчина, сидящий рядом с отцом директора РАМТа. Актер Игорь Золотовицкий, который тоже пришел в суд, пожимает плечами.
Из зала выходит пристав. «Пока расслабились», — обращается она к собравшимся у зала и предлагает рассесться.
В зал по-прежнему не зовут слушателей, но там находится человек с закрытым лицом (то ли натянута водолазка, то ли замотано платком) и в кепке с российским гербом.
Через несколько минут из зала выходит пресс-секретарь суда Юнона Царева, журналисты интересуются, когда начнется заседание, но она и сама не в курсе.
В зал заходит судья Артур Карпов. Теперь внутрь зовут родственников Апфельбаум. Затем пристав читает длинный список тех, кого нужно позвать в зал. Возможно, речь идет о поручителях.
Последними зовут журналистов — места в зале хватило не всем и некоторые остаются в коридоре, где идет трансляция заседания.
Следователь Лавров выступает с ходатайством о домашнем аресте директора РАМТа. Он сообщает, что ее обвиняют по части 4 статьи 159 УК (мошенничество в особо крупном размере). Сама Апфельбаум отрицает вину, но фактически сообщила, что ненадлежащи контроль бюджетных средств стал следствием ее халатности, говорит следователь.
Сейчас следствие устанавливают других соучастников преступления, один объявлен в розыск (вероятно, речь идет о продюсере Екатерине Вороновой). Следователь просит поместить Апфельбум под домашний арест на два месяца, до 26 декабря.
Прокурор Малофеев поддерживает следователя.
Софья Апфельбаум: «Я бы просила избрать меру, которая не связана с ограничением свободы». Директор РАМТа говорит, что хотела бы продолжить работу.
Адвокат Ирина Поверинова просит отклонит ходатайство следователя. Она настаивает, что Апфельбаум ничего не знала о хищениях, а только старалась выполнять служебные обязанности. Ее подзащитная не представляет опасности для общества. «Она руководит театром, это довольно серьезная работа», — добавляет защитник.
Адвокат Поверинова вспоминает, что Апфельбаум допрашивали в мае. С тех пор за ней не было каких-либо правонарушений.
«Кому и как она может помешать, мне непонятно», — говорит защитник. Она благодарит следствие, что в ходатайстве говорится о домашнем аресте, а не заключении под стражу. Поверинова говорит, что это лучше практики с обычными арестами.
Адвокат также замечает, что у Апфельбаум блестящая биография, она трудоголик и старается улучшить жизнь в стране. Поверинова просит отпустить ее доверителя под залог в 1 млн рублей. По ее мнению, это единственная правильная мера. Адвокат напоминает, что президент Владимир Путин обращал внимание о большом количестве арестов обвиняемых по статье 159 УК.
«Она никакого отношения ни к каким криминальным действиям, если такие имели место в отношении проекта, не имеет», — заканчивает защитник.
Следователь возражает против залога. Он добавляет, что из некоей переписки видно, что Апфельбаум приглашала Малобродского для разбора финансовой документации.
Судья переходит к исследованию материалов: протоколы допросов свидетелей Андрея Малышева (действующий директор депарамента господдержки искусства и народного творчества Минкульта), Павлюченко, Балашова, обвиняемой Нины Масляевой; протоколы задержания Апфельбаум и допроса в статусе подозреваемой, постановление о привлечении в качестве обвиняемой, договор на оказание услуг, одна из сторон которого — «Седьмая студия». Судья перечисляет другие соглашения и договоры, упоминает обращение в департамент экономики и финансов, распечатку переписки с нескольких мобильных телефонов.
У Апфельбаум дополнение: она уточняет, что 25 мая, в день переписки с Малобродским, последний еще не был допрошен и их встреча не была попыткой на что-то повлиять. Тогда встает следователь, он говорит, что в переписке идет речь конкретно про 2012-2013 годы и Малобродский к этому времени уже перешел на другую должность.
Адвокат Поверинова просит о снисхождении и разрешении на ежедневные прогулки, если Карпов примет решение о домашнем аресте.
Судья удаляется для вынесения решения.
Фотографов и операторов позвали в зал. Судья Артур Карпов вернулся в зал из совещательной комнаты и оглашает свое постановление. Он пересказывает, в чем обвиняют Софью Апфельбаум, приводит аргументы сторон по ходатайству следователя.
Судья Карпов постановил поместить Апфельбаум под домашний арест до 26 декабря. Прогулки судья не разрешил, общаться Апфельбаум можно только с близкими.