Перед началом прошлого заседания адвокат Улюкаева Дареджан Квеидзе поинтересовалась у прокуроров, кто из свидетелей выступит на заседании.
«Сейчас. Интригу сохраним пока», — многозначительно улыбнулся ей прокурор Борис Непорожный. Однако никто из приглашенных на суд свидетелей вновь не явился и прокуроры продолжили читать материалы дела.
Гособвинители Павел Филипчук и Борис Непорожный огласили документы, касающиеся сделки между «Башнефтью» и «Роснефтью». Среди них — доверенности, акционерное соглашение, договор купли-продажи акций, выписки, служебные записки и другие документы. К делу приобщена переписка чиновников Росимущества, чиновников из Башкортостана и министерства экономического развития.
Монотонное выступление прокуроров прерывали лишь приставы: одному из них показалось, что журналист «Газеты.ру» снимает присутствующих на камеру мобильного телефона, и он потребовал, чтобы корреспондент покинул зал. Примерно через 20 минут еще один пристав зашел в зал и спросил, чья кожаная сумка лежит под лавочкой в коридоре. Еще один корреспондент «Газеты.ру» сказал, что это его сумка. Пристав велел ему выйти и не заходить обратно.
Перед заседанием один из журналистов поинтересовался у адвокатов, кто, по их мнению, был источником The Bell, рассказавшим о показаниях генерала ФСБ Олега Феоктистова, которые тот давал в закрытом режиме.
«Это могли сделать представители гособвинения?» — интересуется журналист. Адвокат Тимофей Гриднев переадресовал вопрос представителям гособвинения.
Судья Лариса Семенова традиционно в начале заседания перечисляет заявки от СМИ на съемку заседания. Прокуроры возражают против съемки, защитники и Улюкаев оставляют решение на усмотрение суда. Судья отказывает в съемке.
Прокурор Павел Филипчук говорит, что сегодня сторона обвинения продолжит представлять письменные материалы дела. Перед этим адвокат Лариса Каштанова заявляет ходатайство: она ссылается на УПК и говорит, что письменные доказательства оглашаются либо полностью, либо частично. По ее мнению, раньше прокурор оглашал ни так, ни так.
Адвокат просит оглашать документы либо частично, либо полностью, а не перечислять. Другие адвокаты ее поддерживают. Бурковская добавляет, что защите необходимо понять, на что обвинение обращает внимание в документах.
Прокурор Борис Непорожный на это отвечает, что «уже исследовано 16 томов, осталось 12, и только теперь защитник посчитал, что материалы дела исследуются как-то не так». Его коллега добавляет, что обвинение оглашает те материалы и в том объеме, в котором считает необходимым. Он подчеркнул, что защита может возвращаться к фрагментам уже оглашенных прокурором материалов.
Судья решает занести ходатайство в протокол заседания, но отказывается удовлетворить его: сейчас свои доказательства представляет сторона обвинения и делает это в том порядке, который ей нужен.
Прокурор Филипчук начинает читать материалы дела из 17-го тома. Он говорит о сопроводительном письме от декабря 2016 года, в котором есть 150-страничное приложение с документами по поводу приватизации «Башнефти». Прокурор их только перечисляет, но не пересказывает содержание.
В приложении: распоряжения правительства, выписки из распоряжений (в одной из них устанавливается вознаграждение для агента сделки; в другой Росимуществу поручается составить агентский договор), письмо замминистра финансов в МЭР от 15 сентября 2016 года о «Башнефти»; письмо замминистра финансов в адрес главы Росимущества от 8 сентября 2016 года по вопросу приватизации «Башнефти»; письмо департамента финансовой политики Минфина по вопросу дополнительной проработки способов продажи акций «Башнефти»; поручение председателя правительства по тому же вопросу; письмо гендиректора «ВТБ-Капитал» в адрес министра экономического развития о направлении отчета агента; письмо Российского фонда прямых инвестиций о критериях отбора инвесторов для участия в приватизации «Башнефти».
Продолжается перечисление документов: письмо замминистра финансов в адрес руководителя Росимущества от 26 августа 2016 года, письма замдиректора департамента экономики правительства РФ в адрес министра финансов; письмо замминистра финансов в адрес МЭР по вопросу отчуждения акций компании «Башнефть», письмо директора департамента корпоративного управления МЭР в адрес Минфина, протокол апрельского совещания министра экономического развития, таблицы неурегулированных разногласий по «Башнефти», компании «Алроса», по банку ВТБ.
Дальше упоминаются письмо министра финансов в адрес министра экономического развития от 29 февраля 2016 года по вопросу согласования проекта распоряжения о компании «Башнефть», проект указа президента РФ, проекты распоряжений правительства РФ, письмо министра экономразвития в адрес главы Минфина от 18 февраля 2016 года по поводу «Башнефти».
Следом прокурор начинает перечислять документы из приложения к сопроводительному письму, направленному в Следственный комитет по поводу покупки «Башнефти». Он упоминает поручение Медведева от августа 2016 года и письмо главы МЭР в адрес Медведева об отчуждении акций ПАО «Башнефть».
Далее следуют письмо главы Росимущества в адрес Минфина о вознаграждении агентам (в том числе «ВТБ-Капитал», агенту по сделке с акциями «Башнефти»), письмо замминистра финансов в адрес Росимущества от 1 июля 2016 года по вопросу отчуждения пакетов акций госкомпаний, в том числе «Башнефти».
Представитель обвинения переходит к следующему, 18-му тому, и перечисляет похожие документы по приватизации «Башнефти».
Из 18-го тома прокурор упоминает сопроводительное письмо из Роисмущества в ответ на запрос СК, а также приложение с документами на 36 листах, в нем: указ президента, постановление правительства, утверждающее правила подготовки и принятия решений о приватизации компаний. Затем перечислены документы о распределении обязанностей между главой МЭР и его заместителем (возможно, речь идет о главе Росимущества, который также занимает должность замминистра), приказ МЭР об утверждении регламента ведомства; приказ МЭР от 30 апреля 2009 года об утверждении положений департамента корпоративного управлении, данные Центробанка о курсах валют.
Теперь прокурор Непорожный открывает 19-й том и продолжает зачитывать материалы дела, говорит о некоем сопроводительном письме. «Сопроводительное. Тут указана организация. Оплата при получении», — читает он. Что именно оглашает прокурор, неясно, поскольку он зачитывает лишь фрагменты документа.
Затем следуют письмо МЭР в Следственный комитет, данные из правительства о командировке сотрудников в Индию на саммит БРИКС, отчет о командировке Игоря Сечина на тот же саммит и о его поездке в Гонконг и Токио.
Следом идет подборка выступлений Улюкаева в СМИ по вопросу приватизации «Башнефти», «в частности, на 73 листе 16 августа 2016 года публикация в "Ведомостях" "Как остановить Сечина"».
В статье говорится, что, согласно письму Улюкаева премьер-министру Дмитрию Медведеву, без отдельного акта нельзя помешать «Роснефти» участвовать в приватизации «Башнефти».
«Есть общая позиция, что "Роснефть" не должна участвовать в этой сделке и есть законные способы добиться этого, говорил на прошлой неделе чиновник Белого дома», — цитирует прокурор «Ведомости».
Затем прокурор читает другую цитату из той же статьи: «Нужен отдельный акт правительства, который введет дополнительный критерий и ограничит участие в сделке компаний, прямо или косвенно контролируемых государством, заключает Улюкаев».
После представитель обвинения переходит к новости РБК под заголовком «Улюкаев назвал "Роснефть" "ненадлежащим покупателем" "Башнефти"». В ней говорится, что Улюкаев высказал такую оценку «Роснефти» в качестве покупателя «Башнефти» в ответ на вопрос журналистов.
«Улюкаев отметил, что в данном вопросе существуют разные возможности для того, чтобы не допустить "Роснефть" к приватизации "Башнефти"», — пишет РБК со ссылкой на РИА «Новости».
Теперь Непорожный перечисляет другие документы: протокол осмотра от 19 мая 2017 года оптических дисков с видеозаписью выступления Улюкаева на ВГТРК, письмо главы Башкортостана по поводу приватизации «Башнефти», письмо начальника управления имущественных отношений в СК (оно находится в приложении к письму первого зампреда правительства Шувалова) и выписка о недвижимом имуществе с данными на 17 ноября 2016 года.
Из нее следует, что в ноябре 2016 года Улюкаеву принадлежали двухкомнатная квартира на Малой Лубянке, 16, пятикомнатная квартира на Минской улице, земельный участок в московском поселке Вороновское (прокурор еще четыре раза повторяет слова об участке, вероятно, у Улюкаева всего пять участков в Вороновском), еще один участок в поселке Марушкинское, дом и участок в поселке Кратово Раменского района Подмосковья, пять земельных участков с домом в деревне Абрамово Смоленской области, еще семь участков в Вязищенском Смоленской области, земли сельскохозяйственного назначения в Абрамово.
Затем прокурор переходит к имуществу Юлии Хряпиной, супруги Улюкаева: двухкомнатная квартира на улице Новаторов, еще две в поселке Воскресенское и земля в Вороновском. Следом идет Валентин Улюкаев, отец бывшего министра: двухкомнатная квартира на улице Улофа Пальме в Москве, земля в Вороновском, квартира в Воскресенском.
Прокурор продолжает перечислять имущество семьи Улюкаевых. Он вновь говорит об отце министра Валентине, адвокаты шепчутся, что представитель гособвинения пошел по второму кругу.
У Дмитрия Алексеевича Улюкаева (ранее упоминался сын министра по имени Дмитрий) обнаруживаются четырехкомнатная квартира на Малой Бронной, 12, и пятикомнатная квартира на улице Улофа Пальме. У жены экс-министра Юлии Хряпиной — квартира на улице Новаторов, две квартиры в поселке Воскресенское, участок в поселке Вороновское, две квартиры в Раменском, шесть земельных участков в Ялте и два жилых дома там же. У матери Улюкаева Раисы Васильевны — гараж в Наро-Фоминском районе Подмосковье, два участка в деревне Башкино Наро-Фаминского района и там же жилой дом, три квартиры в Воскресенском, земля в Вороновском, двухкомнатная квартире на Улофа Пальме.
На этом прокурор переходит к выпискам со счетов бывшего министра, его жены и родителей из ВТБ-24, он не перечисляет операции. Также говорится, что Улюкаев был клиентом Сбербанка с 30 июля 2013 года по 8 августа 2016 года.
Когда прокурор взялся за 20-й том, судья предложила 15-минутный перерыв, чтобы проветрить зал.
Адвокат Виктория Бурковская в перерыве говорит журналистам, что прокуратура несколько раз указывала одни и те же объекты недвижимости и многие из них уже не принадлежат Улюкаеву.
«Это имущество с 2001 года и значительная часть имущества не принадлежит Алексею Валентиновичу и членам его семьи», — рассказывает она.
Также один из журналистов спрашивает Бурковскую, что такое проект «Бриллиант» — термин, упоминавшийся на прошлом заседании. Юрист говорит, что это план приватизации «Башнефти».
Судья вернулась и прокурор Непорожный продолжил чтение документов: копии документов из Сбербанка на индивидуальный сейф Улюкаева, протокол осмотра с фототаблицей. 10 декабря 2016 года следователь осмотрел оптический диск, предоставленный службой безопасности Сбербанка. На нем выписка операций по счету Улюкаева с 2011 по 2013 годы. Этот счет был закрыт в 2013 году.
Далее идет ответ ВТБ от 30 ноября 2016 года: на имя Алексея Валентиновича Улюкаева открыты счета. Прокурор не говорит, о каких счетах идет речь, зато упоминает выписку по счету банковской карты с 2003 года.
Прокурор упоминает сопроводительное письмо из банка ВТБ 24 на имя старшего следователя СК Нестерова о предоставлении информации по счетам банковских карт Улюкаева по состоянию на 28 ноября 2016 года. Затем он продолжает перечислять выписки и документы по счетам и так доходит до 22-го тома, упоминаются договор купли-продажи и заявление на получение международной карты и расписка о ее получении.
Пока Филипчук перечисляет документы, Непорожный берет со стола судьи еще один том. Филипчук тем временем говорит про справки Улюкаева о доходах за последние три года.
В 23 томе, к которому перешли прокуроры, есть справки о доходах второй жены Улюкаева Хряпиной, его отца Валентина и Тараса Усика, сына первой супруги экс-министра Татьяны.
Затем следует «протокол осмотра места происшествия» от 2 марта 2017 года в деревне Абрамово Смоленской области, принадлежащем Улюкаеву. Следователь осмотрел земельные участки, произвел фотосъемку. В протоколе есть фототаблица.
На этом заседание заканчивается. Следующее назначено на 5 октября.