Рано утром 2 сентября видеоблогера Руслана Соколовского задержали в Екатеринбурге по делу о его видеороликах с YouTube-канала. Соколовского подозревают в двух эпизодах по части 1 статьи 282 УК (возбуждение ненависти по религиозному признаку) и части 2 статьи 148 УК (оскорбление чувств верующих в местах, предназначенных для проведения богослужений). Проверку в отношении блогера начали после публикации на его канале видео из храма-памятника, построенного в 2003 году на месте расстрела царской семьи, где Соколовский играл в Pokemon Go.
3 сентября суд отправил блогера в СИЗО, но спустя несколько дней областной суд отпустил его под домашний арест. Оба заседания прошли в закрытом режиме.
19 октября свердловское ГУФСИН сообщило о проверке обстоятельств публикации нового ролика блогера.
Заседание по продлению меры пресечения Соколовского должно было пройти накануне, 27 октября, однако обвинение настояло на присутствии в суде самого видеоблогера. Вчера же стало известно, что сторона обвинения собирается предоставить документы о нарушении Соколовским условий домашнего ареста.
Назначенное на 12:00 по местному времени (10:00 мск) заседание перенесли на час раньше, однако теперь его задерживают. В Кировский районный суд уже приехал сам Соколовский, также заседания ожидает его мать.
Видеоблогер успел пообщаться с собравшимися в суде журналистами и рассказал, что нарушением домашнего ареста сочли визит его девушки, которая пришла поздравить Соколовского с днем рождения.
Журналистов и слушателей, всего около 15 человек, пустили в зал. Из группы поддержки пара человек.
В зал заходит судья и сразу постановляет провести заседание в закрытом режиме, удовлетворяя ходатайство следствия. Обоснование — неразглашение тайны следствия.
Адвокаты Соколовского будут возражать против продления меры пресечения подзащитному в виде домашнего ареста. В своем возражении они ссылаются на постановление Пленума верховного суда, согласно которому помещать под домашний арест или отправлять в СИЗО фигуранта уголовного дела можно «только после проверки судом обоснованности подозрения» его причастности к преступлению.
Защитники отмечают, что заключение специалиста Юлии Тагильцевой не может обосновывать подозрение, поскольку эксперт не была компетентна по вопросам, который ей задал Центр «Э».
Тем временем, в коридоре ожидают оглашения слушатели и журналисты, которые из-за решения суда не могут присутствовать при обсуждении ходатайство следователя. В суд пришли еще несколько сторонников Соколовского
В коридоре у зала суда мать Соколовского Елена Чингина рассказала корреспонденту «Медиазоны», что переживает из-за угрозы ареста и в последующем реального срока для видеоблогера по вменяемым ему статьям Уголовного кодекса. «Он не знает тюремных порядков, зачем ломать человека? Пусть штраф, пусть условное, но зачем лишать всех прав, общения, учебы, работы, всего? Кому от этого лучше?» — недоумевает Чингина.
Мать блогера говорит, что от друзей, знакомых и одноклассников поддержки нет. Никто не звонит и не появляется.
«Руслан был гордостью школы. После пятого класса даже не учил уроки, все "хватал" на уроках, учился отлично, при этом участвовал в олимпиадах, читал очень много. Поступил в три института. Хотел в пермский биологический [поступить], но не успел сдать оригиналы документов. Поступил в Курган, потом перевелся в Екатеринбург. Никогда не пил, не курил, все время что-то писал, на классных собраниях учительницы читали его стихи. В 14-15 лет обожал классическую музыку. Читал не легкие романчики, а сложную, научную литературу. Множество грамот. На Олимпиадах он то призер, то победитель — по биологии, химии, психологии», — рассказывает Чингина о сыне.
Адвокат Соколовского Алексей Бушмаков подробно в своем возражении обосновал, почему заключение доцента кафедры рекламы и связей с общественностью Уральского педагогического университета Юлия Тагильцева не может доказывать вину блогера.
Тагильцева заключила, что в ролике блогера есть информация, направленная на возбуждение ненависти к православным верующим и мусульманам. Как отмечает адвокат, экспертов не могут спрашивать о содержании подобной информации в тексте, но Тагильцева говорит о ее наличии.
По мнению Бушмакова, Тагильцева вышла за рамки своей специальности: у эксперта степень кандидата филологических наук, но она отвечает на вопросы из сфер психологии, социологии и религиоведения. Сотрудники Нижегородского государственного университета, которые составили рецензию на заключение, также указали на некомпетентность эксперта по некоторым вопросам.
Тагильцева раньше уже выносила заключения по запросам свердловского Центра «Э». При этом в деле Соколовского часть оперативно-розыскных мероприятий проводил начальник отдела по противодействию религиозному экстремизму и террористической деятельности местного Центра «Э» Артур Карапетян. В 2013-2014 годах Тагильцева и Карапетян совместно опубликовали научные статьи «Игры с разумом или приемы и средства информационно-психологического воздействия в практике религиозно-политического экстремизма», «Игра на понижение: последствия информационно-психологической войны и религиозный экстремизм» и монографию «Экстремистский текст и деструктивная личность». Публикации финансировал Российский гуманитарный научный фонд.
Как считает адвокат, речь идет о конфликте интересов и указанные сведения говорят о заинтересованности Тагильцевой в исходе уголовного дела блогера.
«Защита полагает, что выбор специалиста для дачи заключения по уголовному делу не случаен, а раз так, то инициатива в возбуждении дела принадлежит майору полиции А. А. Карапетяну, который выявляет преступления, а специалист дает заключение по материалу и обнаруживает признаки состава уголовно наказуемого деяния, при этом в деле на стороне следствия имеется свидетель М. М. Румянцев, который проходил свидетелем и по другим уголовным делам», — отмечает Бушмаков.
Пока продолжается закрытое заседание в коридоре мать Соколовского рассказала корреспонденту «Медиазоны», что до заключения под стражу и домашнего ареста Руслан частично ее обеспечивал. В этом году Чингина потеряла старшего сына Андрея, который в 35 лет скончался от проблем с сердцем. «Еще сейчас Руслана посадят — совсем одна останусь. Квартиру снимаю, не знаю, проживу ли на пенсию», — говорит женщина.
Ранее в интервью Znak.com Чингина рассказала, что после смерти старшего сына у нее тоже начались проблемы со здоровьем: «У нас в Шадринске (там живет мать Соколовского и вырос сам блогер — МЗ) даже кардиолога бесплатного нет, приходится ходить к платным. Это все оплачивает Руслан».
Участники заседания по-прежнему в зале.
Журналистов впустили в зал на оглашение решения по ходатайству следователя. Из постановления судьи Оксаны Хамицевич следует, что к Соколовскому приехала домой его девушка, чтобы поздравить с днем рождения. Блогер думал, что это адвокат и открыл дверь. При этом выяснилось, что девушка проходит свидетелем по его уголовному делу. В итоге это как нарушение зафиксировал инспектор. Кроме того, в постановлении судьи говорится, что Соколовский пользовался интернетом. Ранее на странице Соколовского в соцсети «ВКонтакте» появилась фотография ноги с электронным браслетом.
Перед оглашением решения блогер пояснил, что не знал о статусе его девушки как участницы процесса.
Судья постановила отправить блогера Соколовского в СИЗО до 23 января 2017 года и взять его под стражу в зале суда.
Более чем через час после оглашения решения Соколовского выводят из суда. На полицейской машине его доставят в СИЗО.
У выхода из здания суда стоят несколько журналистов и сторонников Соколовского. Корреспондент «Медиазоны» передает, что один из полицейских встал перед собравшимися и вытащил из кобуры табельное оружие. Как отмечает корреспондент, половина собравшихся у суда — подростки.