На предыдущем заседании, которое состоялось в Московском окружном военном суде во вторник, 25 октября, стороны начали допрашивать свидетеля Дмитрия Петухова — личного водителя Бориса Немцова.
Петухов подробно описал свои перемещения в день перед убийством, перечислил места, в которых часто бывал погибший, и рассказал, что спутница политика Анна Дурицкая звонила ему с места преступления и просила забрать ее с моста. После допроса свидетеля гособвинитель Мария Семененко огласила протокол проверки показаний Петухова, в котором, в частности, говорится, что водитель Немцова замечал слежку, а «правоохранительные органы» подбрасывали оппозиционеру следящее устройство с сим-картой. Кроме того, за политиком следили «сотрудники СМИ».
Также во вторник прокуроры представили видеозаписи с камер наблюдения, установленных у дома, в котором жил Немцов, и в ГУМе. Петухов комментировал видео, отвечая на уточняющие вопросы сторон. Другим доказательством, изученным в ходе заседания, стали данные полицейской системы слежения за автомобилями «Поток», которая зафиксировала, как в день убийства за Range Rover Немцова следовал ZAZ Chance с госномером 649. Та же машина не раз попадала в поле зрения системы учета нарушений при парковке — она подолгу стояла возле дома политика в Замоскворечье, при этом свидетель Петухов ее не замечал или не запомнил.
Защита заявляла ходатайство о просмотре видео из аэропорта, куда 25 и 26 февраля 2015 года ездил обвиняемый Губашев, но суд счел его преждевременным. Ожидается, что допрос Петухова продолжится сегодня.
После фотографов в зал впустили остальных журналистов. Подсудимые общаются с адвокатами и смеются. В зал заходит прокурор, позже — судья.
Сначала стороны будут решать процессуальные вопросы без присяжных. Вчера у прокуроров было заявлено ходатайство на изучение карт. Прокурор говорит, что получил бумагу от компании, делавшей копию. Компания пояснила, что карту она взяла из общедоступных источников. Адвокаты изучают ответ компании.
В это время прокуроры говорят, что Анне Дурицкой отправят повторно повестку в суд на 8 ноября.
Адвокаты не возражают против приобщения карты. А вот подсудимый Заур Дадаев против:
— Это очередная фабрикация. Я не могу прочитать, что на этой карте внизу написано. Вы можете это прочитать?
— Внизу написано то же самое, что наверху, — говорит судья.
— Ну, а я не могу прочитать. Поэтому это очередная фабрикация, говорю.
Несмотря на это, судья Юрий Житников приобщает карты к материалам дела.
Адвокат Дадаева Марк Каверзин просит рассказать ему без присяжных, о чем прокуроры будут расспрашивать свидетеля: «Вчера было задано много вопросов не по делу. Его просили ответить на вопросы, отношения к которому он не имел».
Прокурор Мария Семененко отвечает, что будет допрашивать свидетеля в соответствии с УПК. Адвокат еще раз просит не задавать вопросы, отвечая на которые, свидетель вынужден делать предположения.
Каверзин не успокаивается: «Почему вчера свидетеля спрашивали о машине ZAZ, которую он даже не видел. Но мы можем задавать вопросы только о том, очевидцем чего он являлся!».
Речь идет о водителе Немцова, которого допрашивали накануне.
Теперь в зал приглашают присяжных. Они рассаживаются по своим местам. Сегодня прокуратура будет показывать записи с камер ТВЦ, сделанные в 23:31 27 февраля 2015 года. Эти записи уже смотрели в суде, но теперь — при свидетеле Дмитрии Петухове. Он встает за кафедру.
Прокурор Алексей Львович возится с диском.
«Итак, открывается файл. Видим изображение», — комментирует прокурор. Он включает проектор, но запись присяжным показывает с ноутбука, потому что изображение на записи «будет слишком размыто».
Адвокат Каверзин попросил прокуроров не разговаривать с присяжными. «Да мы вообще молчим», — весело отвечает адвокату Семененко. Она подозвала свидетеля и попросила показать на видео «островок безопасности», на котором он высадил Немцова. Кто-то из присяжных попытался задать вопрос свидетелю. «Сейчас задаю вопросы я, вы потом зададите, когда будет возможность», — холодно отвечает присяжному обвинитель.
Прокуроры ходят с ноутбуком вдоль скамьи с присяжными. Последним отсвечивает изображение на экране свет от ламп. Семененко обернулась на пристава, чтобы попросить выключить свет, но пристав уснул, сидя на лавке. Пристава разбудили, ему пожелали «доброго утра» и выключили свет. Разбуженный пристав улыбается, подсудимые смеются.
Обновлено 2.11.2016 в 10:42. По просьбе начальника приставов в Московском окружном военном суде редакция «Медиазоны» уточняет, что уснул сотрудник спецназа, а не пристав.
Прокуроры показывают видео свидетелю.
«Вы можете показать на карте, как двигалась машина?» — просит прокурор Семененко свидетеля. Она самостоятельно пододвигает кафедру, за которой стоит свидетель, чтобы присяжным было лучше видно. Затем она разворачивает диван, на который ставят огромный лист фанеры с картой.
Прокурор Львович придерживает фанеру с картой, а свидетель показывает, где находится ГУМ и Хрустальный переулок. Свидетель показывает. «Уважаемые присяжные, запомните, где Хрустальный переулок!» — деловито обращается Семененко.
Она просит показать где находится Большой Москворецкий мост и где убили Немцова. Адвокаты возражают: свидетеля там не было. Судья просит прокуроров все же не задавать свидетелю этот вопрос.
По просьбе прокурора Петухов указывает, где высадил Немцова в 21:40 (на «островке безопасности»). Теперь он объясняет, где находится Раушская набережная и сколько оттуда добираться до Хрустального переулка.
Присяжные особо на карту не смотрят.
Теперь присяжным показывают другую карту. Прокурор Семененко просит водителя Немцова показать, где находится дом политика и какие улицы его окружают. Свидетель показывает Голиковский переулок и улицу Малая Ордынка. «А теперь покажите, где храм», — просит прокурор. «Вот он, наверное», — отвечает Петухов.
Судья спрашивает, подписаны ли названия улиц на карте. «Если улицы подписаны, почему ваш свидетель, Мария Эдуардовна, постоянно говорит "наверное"?» — интересуется судья.
«А это у него слово-паразит, ваша честь. "Наверное"», — веселит присяжных Семененко.
Она попросила также показать, где находится Голиковский переулок, дом 8, «где стояла машина ZAZ». Адвокаты потребовали снять вопрос. Судья просит присяжных не обращать внимания на этот вопрос Семененко.
Прокурор Семененко продолжает показывать присяжным маршрут передвижения ZAZ Chance, на котором, по версии следствия передвигались Анзор Губашев и Беслан Шаванов, а после убийства Немцова скрылся Дадаев. Один из адвокатов подходит к прокурору и просит не показывать присяжным фото машины, на котором не видно номеров. «Но это система "Поток" определила эту машину как ZAZ», — возражает она и продолжает показывать фотографии присяжным.
«Можно ли попасть с Большого Москворецкого моста на Арбат?» — спрашивает Семененко свидетеля. Он показывает на карте, как можно проехать на автомобиле и где находится улица Большая Молчановка.
Семененко зачитывает протокол осмотра места обнаружения автомобиля. Место осмотра: Трубниковский переулок, 23. Нашли автомобиль 1 марта 2015 года. Он стоял на обочине. Номер автомобиля: Т649КЕ 190, задние стекла тонированные.
Автомобиль затем доставили в исследовательский центр ФСБ на проспекте Вернадского. Семененко показывает фотографию автомобиля присяжным. Пока они смотрят снимки, свидетель присел на диванчик.
Теперь оглашают протокол осмотра автомобиля, после того как его доставили в исследовательский центр. Кузов окрашен краской серебристого цвета. Заднее стекло тонировано, кузов равномерно загрязнен. Машина заперта. После вскрытия автомобиля обнаружено, что салон обит тканью. Пробег — более 50 тысяч километров. Изъяты смывы с ручки открывания двери водителя, внутренней и внешней, с шестеренки стеклоподъемника, а также смывы с рукояток остальных дверей автомобиля. Изъяли и пластиковую бутылку с надписью «Кисель».
Смывы брали при помощи марлевого тампона, который затем убирали в пробирку. Прокурор Семененко все еще читает: «Всего было изъято 212 предметов из автомобиля». Тем временем ее коллега Львович демонстрируют присяжным фотографии.
Теперь присяжным показывают бутылку из-под киселя, после чего ее ставят на кафедру.
Экспертиза бутылки из-под киселя: «Биологический материал, обнаруженный на горлышке бутылки и на крышке, принадлежит Анзору Губашеву». Документ зачитывает прокурор Семененко. В нем также говорится, сколько раз покупали кисель в тот день в палатке у дома Немцова. Прокуроры показывают фотографии с экспертизы.
Присяжные посматривают на часы и перешептываются.
Теперь присяжным показывают на ноутбуке видеозапись с камеры, сделанная 27 февраля 2015 года. В 23:39 в кадре появляются силуэты двух мужчин. Затем видео показывают и свидетелю.
Прокуроры собираются показать присяжным еще один файл и просят перерыв на 10 минут, чтобы подзарядить ноутбук. Адвокаты просят показывать видео на большом экране.
Судья объявляет перерыв до 13:30.
Перерыв закончился. В зал зашли слушатели и присяжные.
Следующее видео будут транслировать на экране, но лист фанеры с картой стоит так, что журналистам не видно ни подсудимых, ни адвокатов, ни судью, ни прокуроров.
Свидетеля Петухова просят подойти ближе к судье. По просьбе прокурора Петухов описывает силуэты на видео: кепка серого цвета, одна фигура выше, другая ниже, темная куртка.
Затем прокурор Львович вскрывает еще один конверт с диском с пояснительной надписью, что запись была сделана на улице Большая Молчановка у дома 30/7. Присяжные смотрят на экран. Прокурор уточняет, что видео начинается в 23:48 27 февраля прошлого года.
Свидетель снова описывает по просьбе Львовича силуэты:
— Куртка и черный головной убор, у второго куртка и серый головной убор. У правого человека относительно меня в руках пакеты и сумки.
—А что вот это за улица? — спрашивает прокурор Семененко и показывает место на экране.
— Ну, возможно, Новый Арбат, — неуверенно говорит свидетель.
— А можно вот без этих слов, — требовательно говорит прокурор.
— Это Новый Арбат, — выдавливает свидетель.
Присяжные опять смотрят видео.
— Скажите, пожалуйста, какие на этих людях одеты... Надеты... Одеты головные уборы? — запутался прокурор Львович
Свидетель повторяет: серая кепка, куртка, черная шапка. Тот, что пониже, — в серой кепке; более высокий — в черной шапке.
В зале снова погасили свет, чтобы показать еще одно видео присяжным. Судья обращается к прокурорам:
— Уважаемые гособвинители, вы говорите присяжным только то, что им нужно знать — время и место съемки, — говорит прокурорам судья.
— Мы так и делаем, ваша честь, — кротко отвечает Львович.
— Ну, вот адвокаты сомневаются, что это так.
— На то они и адвокаты, ваша честь, чтобы сомневаться, — говорит прокурор.
— Мы тут, чтобы законность соблюдать, — возмущается один из защитников.
— Ага, законность, слышали мы это уже, — бурчит прокурор Львович. Семененко тихонько просит его прекратить препираться: «Все, все, не надо».
Адвокат Дадаева Марк Каверзин задает вопрос свидетелю:
— Как вы можете говорить, что шапка черная или серая, если запись черно-белая?
— Я так воспринимаю цвета, я так вижу.
— Понятно, — многозначительно говорит адвокат. — А есть у вас картографические образование? Можете до метра сказать расстояние? Нет? А понять, на кого похожи люди на записи? Нет? Понятно.
Другой адвокат спрашивает, находился ли свидетель в день убийства Немцова на мосту и видел ли убийц.
— Нет, я не видел, — отвечает Петухов.
— А вы можете сказать: люди, которых на видео вы видели, по вашему мнению, могли быть причастны к убийству?
Судья снимает этот вопрос.
Адвокат Анзора Губашева Муса Хадисов уточняет, не было ли на видео человека в капюшоне. Свидетель говорит, что не видел такого. Адвокат бормочет, что один мужчина точно был в капюшоне.
«Вы сказали, что один человек выше, а другой ниже. А вы что, не видели, что оба человека согнуты и что нельзя сказать точно их рост?» — напирает Хадисов. Судья просит не давить на свидетеля. Но адвокат не отступает: «Мне показалось, что один из них стоял на бордюре». Свидетель говорит, что при ответе ориентировался только на свои ощущения.
Анна Бюрчиева, защитник Темирлана Эскерханова, уточняет, точно ли на видео были мужчины, а не женщины.
— Ну я думаю, что мужчины? — говорит водитель Немцова.
— А почему вы так думаете? Потому что они одеты как мужчины?
Свидетель раздражается и повторяет, что он говорил «так, как увидел».
По требованию одного из адвокатов свидетель рассказывает, как узнал на видео Немцова, идущего по мосту, — по черным кудрявым волосам и очкам, которые тот носил. При этом понять по видео, кому из подсудимых принадлежат силуэты с видеозаписи, он не смог.
Петухов также говорит, что во дворе Немцова он никогда не видел серебристый автомобиль ZAZ Chance и не видел его и на островке безопасности, где высаживал Немцова вечером 27 февраля.
Судья Житников спрашивает, часто ли водитель ездил с Немцовым по улице Большая Молчановка. По словам свидетеля, раньше часто, а последнее время перед убийством нет.
На этом допрос окончен, свидетеля отпускают. Следующее заседание назначено на завтра, 27 октября, на 11:00.