Дмитрий Демушкин сообщил о своем задержании в Москве утром 21 октября. До этого ультраправый политик подал в мэрию уведомление о проведении очередного «Русского марша» 4 ноября.
Демушкин обвиняется в экстремизме (часть 1 статьи 282 УК) за публикацию фотографии с баннером с «Русского марша» в социальных сетях. Адвокат националиста Михаил Тихонов пояснил, что изначально Демушкину было предъявлено обвинение по восьми эпизодам разжигания национальной розни, однако прокуратура утвердила обвинительное заключение только по одному эпизоду.
По мнению следствия, своими сообщениями ультраправый политик разжигал ненависть и вражду к лицам, объединенным по национальному признаку «нерусские». Расследование дела против Демушкина было завершено в марте 2016 года. Позже Нагатинский суд Москвы вернул дело в прокуратуру. Сам Демушкин был отпущен под подписку о невыезде.
По словам Тихонова, следствие потребовало ужесточить меру пресечения его подзащитному из-за нарушения подписки о невыезде в июне. Тогда Демушкин поехал в Астрахань, однако о планируемой поездке он заранее предупредил надзорные органы, говорит Тихонов.
Журналистов пустили в зал. Демушкин зашел в надетой поверх толстовки футболке со своим портретом и надписью «Политические преследования. Меня судят за то, что я русский». С ним поздоровались несколько его сторонников.
28 октября 2015 года Мосгорсуд признал движение «Русские», одним из лидеров которого был Демушкин, экстремистским. В прокуратуре посчитали, что деятельность «Русских» была направлена на возбуждение вражды в отношении группы лиц, объединенных по признаку национальной принадлежности, а также содержала призывы к началу национально-освободительной борьбы за создание собственного национального государства. Удовлетворив представление прокуратуры, суд запретил деятельность движения на территории России. После этого Демушкин объявил о роспуске движения.
До образования движения «Русские» Демушкин возглавлял общественно-политическую организацию «Славянский союз». В 2010 году Мосгорсуд признал организацию экстремистской, а Демушкин создал еще одно объединение — «Славянская сила». В марте 2014 года мировой суд Останкинского района Москвы признал ультраправого политика виновным в организации экстремистского сообщества. Демушкин был приговорен к штрафу в 200 тысяч рублей, но освобожден от наказания в связи с истечением срока давности совершения преступления. Деятельность «Славянской силы» была запрещена.
В зал зашел судья Евгений Найденов. Он просит у участников процесса их документы. Адвокат Михаил Тихонов и его подзащитный Дмитрий Демушкин передают секретарю паспорта.
— Заседание объявляется открытым. Рассматривается ходатайство следователя об избрании домашнего ареста в отношении Демушкина Дмитрия Николаевича, — говорит судья.
Демушкин по просьбе судьи говорит, где он живет и работает. По словам политика, у него «свое ИП».
Следователь пришел на заседание в гражданской одежде. Он просит суд приобщить рапорт сотрудника МВД о том, что Демушкин, находясь под подпиской о невыезде, регулярно покидает свое место жительства в Москве и уезжает в Одинцово.
У адвоката Демушкина Михаила Тихонова нет ходатайств.
— Почему нет? — обращается политик к своему защитнику.
Демушкин просит перенести заседание, чтобы ходатайство рассмотрели в присутствии его другого адвоката Бориса Колесникова. Политик отмечает, что его защитника о суде не известили.
Следователь настаивает на обратном и предоставил судье документы об извещении адвоката Колесникова еще 19 октября. «Фактически вчера уведомили адвокатов Тихонова и Колесникова»,— признает следователь.
Судья отклоняет ходатайство Демушкина о переносе заседания.
Следователь обосновывает свое ходатайство об ужесточении меры пресечения. Он отмечает, что Демушкина обвиняют в преступлении средней тяжести.
— В период рассмотрения дела в суде Демушкин выехал из Москвы в Астрахань, — говорит следователь. Он утверждает, что по предоставленным данным из Нагатинского районного суда разрешение на выезд политик не получал.
Помимо этого, стало известно, что обвиняемый Демушкин организовывает публичное мероприятие «Русский марш», отмечает следователь.
— Следствие также полагает, что это может спровоцировать иные преступления, — добавил представитель СК. Он отмечает, что ранее эксперты признали фотографии баннеров с «Русского марша» возбуждающими ненависть или вражду.
Кроме того, по словам следователя, Демушкин, который живет в Москве, один-два раза в неделю проживает в подмосковном городе Одинцово.
— В связи с изложенным просим избрать меру пресечения в виде домашнего ареста на два месяца, то есть до 21 декабря 2016 года, — заключает следователь.
Прокуратура поддерживает следователя.
Защита возражает против ходатайства. Адвокат Тихонов указывает, что в марте ГСУ СК по Москве закончило производство по уголовному делу Демушкина и направило материалы дела в Нагатинский суд.
— В марте был оставлен и вменен один эпизод по 1 части 282 статьи, — подчеркивает адвокат. С апреля начался судебный процесс, он был закрытым по ходатайству прокуратуры.
14 июня суд удовлетворил ходатайство защиты о том, что при представленных доказательствах нельзя установить вину подсудимого и на основании статьи 237 УПК материалы дела вернули прокуратуре для составления нового обвинительного заключения. В июле в апелляции Мосгорсуд подтвердил решение Нагатинского суда.
— На 25-е июля доказательства такие, что ничего понять невозможно, — резюмирует защитник. Он продолжает рассказывать судье о ходе процесса над Демушкиным: 22 августа следователь сообщил стороне защиты, что дело будут рассматривать заново, первое заседание было назначено на 23 сентября. Затем его отложили. В итоге первое заседание при повторном процессе состоялось только 7 октября, говорит адвокат.
— С 29 апреля до 23 сентября никому не нужен был никакой Демушкин. Какие следственные действия произошли? Назначили две экспертизы, — продолжает адвокат. Он объясняет, что разные экспертизы проводили в Чебоксарах, Калуге, но отвергали предложение провести их в Москве. Затем вспоминает, что «на две минуты» в Москву доставляли Боровикова (экс-главу московской ассоциации «Русские»), «чтобы он здесь постоял и сказал: "Да, я знаю, Демушкин хороший"».
Адвокат связывает ходатайство следователя с планами Демушкина и его соратников провести «Русский марш».
— Да лучше пусть не воюют, — говорит адвокат. — Вы хотите бунт?
Защита возражает заявленному ходатайству, «потому что оно чрезмерно».
— Нельзя так издеваться над людьми, не над Демушкиным, а над всеми людьми, — подводит к выводу адвокат. — В общем мы возражаем, и наверное, основания этому есть.
— А что будет 4 ноября? — интересуется у защитника судья.
— Я не знаю, какой-то «Русский марш», я сам русский, но я не знаю.
Теперь выступает Демушкин.
— По поводу отъезда в Астрахань — он был согласован, было подано два ходатайства, одно я предоставил с печатью следователю, — утверждает политик. Он вспоминает, что «не знал, что есть какая-то другая форма разрешения на отъезд кроме устной». Он вспоминает, что на несколько дней уезжал в другие регионы России, в том числе в Чеченскую Республику.
Демушкин говорит, что его отпускал следователь Полозов и судья Элеонора Ванина.
— Ваша честь, я никогда не скрывался. Со 2 декабря я нахожусь под подпиской о невыезде. Всегда являлся, — настаивает Демушкин. — В Астрахань было взято два билета, было бы странно улетать по своему паспорту без разрешения.
Политик говорит, что российское законодательство позволяет проводить мирные акции, а правоохранительные органы ставили ему как организатору оценку «хорошо» и не привлекали его после «Русских маршей» к административным статьям.
Демушкин также говорит, что баннер «России — русскую власть», из-за которого его обвиняют по части 1 статьи 282 УК, был согласован с московскими властями.
— Даже свидетели обвинения признали, что они выкладывали этот баннер в соцсетях. Считаю дело политически мотивированным, заказным, — говорит Демушкин. Также он считает, что его хотят «взять под стражу» с целью не допустить акцию националистов.
Судья перечисляет Демушкину его административные дела. Политик в ответ на это рассказывает о конфликте с ФСБ — ранее он говорил, что от него требовали отправлять правых активистов на восток Украины — и подчеркивает, что все административные дела против него были связаны именно с его отказом.
Всего административных дел было три: дважды по 15 суток и один раз — восемь суток.
Судья Найденов отмечает, что Нагатинский суд Демушкина не отпускал, однако политик вновь указывает, что разрешение ему давала судья Ванина.
— Но за все отвечает председатель суда Кобыленкова, — говорит судья Найденов, добавляя, что политику не давали разрешений на выезд.
Демушкин предлагает вызвать судью Ванину, которая уже уволена.
— Судью в суд вызвать? — спрашивает Найденов.
Как он отмечает, из ответа председателя Нагатинского суда следует, что «не давалось никакого разрешения» на выезд.
Завязывается перепалка между адвокатом и судьей. Последний обвиняет Тихонова в «политике»: тот якобы играет на публику.
— Вы говорите, что он не привлекался, а он привлекался. А вы мне говорите про «Русский марш» и политику, — подчеркивает судья. — Человек находится под подпиской, а вы говорите: нормально, что он летает.
Адвокат отмечает, что на тот момент дело вернули прокуратуре и оно не рассматривалось в суде. Тихонов добавляет, что судья давала разрешение на отъезд. Судья просит предоставить ему этот документ и удаляется для вынесения решения.
Журналистов пустили в зал для оглашения решения.
— С арестом согласны? — спрашивает Демушкина одна из журналисток.
— Ну, конечно, нет. Мы уже обжаловали, — говорит Демушкин, вероятно, подразумевая, что они с адвокатом уже составили жалобу.
Демушкин говорит, что в любом случае акция будет организована его соратниками.
Судья Найденов зашел в зал. Он быстро зачитывает свое постановление, личные данные Демушкина, в чем его обвиняют. Затем Найденов пересказывает ходатайство следователя.
— Находясь под подпиской нарушил меру пресечения, — быстро читает судья. — Помимо того, не живет по месту регистрации, не имеет постоянного источника дохода.
Исходя из постановления, основным поводом для ходатайства стал именно выезд в Астрахань.
Демушкина обязали находиться в своей квартире в районе Борисовских прудов. Ему запрещено пользоваться средствами связи и общаться с представителями СМИ.
— «Русский марш» все равно состоится, — обращается Демушкин к слушателям.
— Вообще согласны с решением? — спрашивает журналистка Демушкина.
— Нет, конечно, — отвечает он.