Дворник из Петербурга рассказала, что ее вместе с коллегами вновь заставили разносить резервистам повестки в военкомат
Жительница Петербурга Ульяна Листьева , которая работает дворником, рассказала «Медиазоне», что ее и других сотрудников жилкомсервиса вновь привлекли к доставке повесток.
«Медиазона» рассказывала историю Листьевой. В апреле руководительница уже просила ее помочь доставить повестки резервистам, потому что их количество резко увеличилось, и она сама не справлялась: «Она сказала, что обычно ей приходит 20 повесток в месяц, а сейчас пришло 300». Поскольку Ульяна выступает против войны, она согласилась разносить повестки только для того, чтобы подсказать адресатам, как отказаться от похода в военкомат — объяснить, что вызовы в комиссариаты оформлены неправильно, и дать контакты правозащитников.
22 июня Листьева получила новую партию повесток, ее снова попросили разнести несколько десятков уведомлений по домам, в которых она проводит уборку.
По ее словам, на этот раз руководство «устно поменяло инструкции»: сотрудникам сказали, что писать на корешке от повестки «по данному адресу не проживает» можно только в случае, если человек действительно там не зарегистрирован, то есть повестку прислали по ошибке, и военкомату надо проверить базу данных. В предыдущей инструкции достаточно было записать информацию со слов самих жильцов.
«Идиотизм какой-то, — возмущается Листьева. — Я дворник, откуда я могу узнать, правду мне говорят или нет? Мне что, по каждой квартире запрос надо делать в Росреестр?».
По ее словам, как и в прошлый раз, в основном люди, которых она обошла, не открывали двери: либо никого не было дома, либо, как она предполагает, жильцы прятались — «видно, что подходят на звонок, смотрят, а потом тихо прикинулся ветошью и сделал вид, что его нет дома».
Еще две женщины согласились взять у Листьевой контакты правозащитников — бот коалиции юристов и экспертов российских правозащитных организаций по альтернативной гражданской службе и сайт «Комитета солдатских матерей в Петербурге». Один взявший повестку мужчина сказал, что сам разберется.
«[Взял повестку] не потому, что он хотел воевать, — предполагает женщина. — Мне открыл дверь обычный мужик. В трусах и халате. Ничего неприличного, но у него был шрам от шеи до трусов. Очень широкий, прямой. И еще красный, то есть, кажется, не очень давний. Я стала лепетать обычный текст про солдатских матерей, телеграм-ботов, но он сказал, что ему ничего этого не нужно — "давай повестку, я распишусь, а с военкоматом я сам смогу разобраться" — и он знает, как это делать, очень хорошо».
В России доставлять повестки призывникам и резервистам уполномочены только работники военкомата или местной администрации. Однако на практике к их вручению привлекают людей, которые не имеют права этим заниматься, например, сотрудников жилищно-коммунальной сферы.
Юрист, помогающий отказникам от военной службы, отмечал в разговоре с «Медиазоной», что повестки, которые поручили Листьевой, были оформлены неправильно — в них не было указана цель вызова, а привлечение к их вручению сотрудников ЖКХ — «типичная незаконная практика».
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке