«Новая газета» сообщила о внесудебной казни 27 жителей Чечни за одну ночь
В ночь на 26 января в Чечне были расстреляны 27 задержанных, сообщает «Новая газета» и публикует список убитых.
В списке указаны фамилии, имена и отчества убитых, даты рождения, в некоторых случаях — адреса регистрации. Информацию издания подтвердили два источника — в управлении Следственного комитета по Чечне и в администрации главы республики.
Подчеркивается, что список передали Следственному комитету. Убитые были задержаны в период с конца декабря 2016 года, по информации «Новой газеты», им не предъявлялось обвинений. «Скорее всего, было принято решение о ликвидации. И приказ был приведен в исполнение», — пишет издание.
Убитые были задержаны в рамках спецопераций после декабрьского нападения на полицейских. Тогда погибли четверо сотрудников правоохранительных органов, четыре человека были задержаны. По данным правозащитного центра «Мемориал», трех из них убили в больнице, чеченские власти это отрицают.
Общее число убитых, отмечает «Новая газета», может достигать 56 человек. В январе, когда проходили массовые задержания, силовики составляли фототаблицы. На изображениях люди прикованы к батареям или шведским стенкам, напротив них в некоторых случаях стоят пометки.
Все убитые содержались в ночь на 26 января в Грозном на территории, где дислоцируется полк ППС имени Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова, который возглавляет полковник полиции Аслан Ирасханов. Задержанных застрелили и развезли по несколькоим кладбищам. Издание подчеркивает, что обладает информацией о некоторых местах захоронения.
Как предполагает издание, если пометок нет — человека отпустили, если указаны статьи УК или «+» — его привлекли к угловной ответственности, а «-» означает убийство. Во время убийства, по свидетельству «родственника одной из жертв, влиятельного чеченского чиновника, сумевшего выяснить обстоятельства исчезновения», на территории полка находились замминистра управления МВД по Чечне Апти Алаудинов, начальник личной охраны главы Чечни Абузейд Висмурадов и командир полка Аслан Ирасханов, а также начальники отделов МВД трех районов.
Тем не менее, издание отмечает, что не может утверждать, будто в ту ночь «в Чечне произошла беспрецедентная по своим масштабам даже для Чечни внесудебная казнь», но настаивает на возбуждении уголовного дела. «Новая газета» подчеркивает, что переданных Следственному комитету фактов достаточно, а исследование эксгумированных трупов способно выявить следы пулевых ранений.
«В отличие от ситуации с преследованием геев, когда семьи жертв, хоть и под давлением, но принимали активное участие в репрессиях, в данном случае родственники задержанных по подозрению в экстремизме будут содействовать следствию», — предполагает издание.
Публикацию этих данных «Новая газета» объяснила тем, что «государство в лице уполномоченных правоохранительных органов не оставило нам выбора. Два месяца мы надеялись на сотрудничество, которое в самом начале было эффективным. Сегодня уже очевидно, что Следственный комитет России сдает позиции по этой ситуации ровно так, как он сдал их по делу об убийстве Бориса Немцова».
«Новая газета» подчеркивает, что все данные об убитых, как и информацию о гонениях геев, передавали следствию. При этом уточнялось: кого убили, предположительно, за гомосексуальность, а кого — по другому мотиву. По данным издания, следствию удалось установить личности выживших, которых задерживали как геев, хотя уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова утверждала, что СК пока не установил их личности.
Чеченские власти последовательно отрицают все данные о внесудебных преследованиях в республике, гонениях и убийствах геев или подозреваемых в причастности к каким-либо преступлениям.
Читайте также
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке