«Мемориал» признал осужденного по делу «крымских террористов» Геннадия Афанасьева политзаключенным
Новость
19 августа 2015, 12:40

«Мемориал» признал осужденного по делу «крымских террористов» Геннадия Афанасьева политзаключенным

Правозащитный центр «Мемориал» признал юриста Геннадия Афанасьева, осужденного по делу «крымских террористов», политзаключенным, сообщается на сайте организации.

«Мемориал» считает «избыточной» квалификацию поджога офиса «Единой России» как теракт, что вменяли Афанасьеву. Правозащитники отмечают, что поджог был совершен ночью, что говорит о намерении виновных в инциденте избежать человеческих жертв, и участники поджога не выдвигали требований, которые свидетельствовали бы о цели запугать населений. Также в «Мемориале» указывают, что сам Афанасьев говорил о хулиганском мотиве при поджоге.

В правозащитном центре также отметили, что в последние годы при поджогах офисов ЕР в регионах страны возбуждали дела либо по статье 167 УК (умышленное уничтожение имущества), либо по статье 213 УК (хулиганство).

«Мемориал» называет несостоятельной версию следователей о существовании постоянного террористического сообщества, причастного к эпизодам дела о поджоге и подготовке теракта. После изучения материалов дела правозащитники заключили, что ни Афанасьев, ни Сенцов не имеют отношения к подготовке подрыва памятника Ленину. В первоначальных показаниях Афанасьев признал вину в подготовке подрыва, но затем отказался от этих показаний.

Правозащитники также предполагают, что Афанасьева вынудили подписать «нужные следствию показания» пытками. «По словам Афанасьева, его избивали боксерскими перчатками, надевали противогаз, зажимая воздух, впрыскивали внутрь противогаза газ, вызывавший рвоту, пытали электрическим током, угрожали изнасиловать паяльником, лишали сна в течение десяти дней», — сказано в сообщении «Мемориала».

ПЦ «Мемориал» считает, что сторона обвинения постоянно неуместно упоминает запрещенный в России «Правый сектор», хотя не данных, подтверждающих принадлежность Афанасьева к организации. Более того, согласно материалам дела, осужденный по делу «крымских террористов» Алексей Чирний говорил о непричастности участников поджога к «Правому сектору». Правозащитники полагают, что сторона обвинения таким образом создает «примитивный медийный образ националистической угрозы в Крыму».

Правозащитники призвали немедленно расследовать данные о пытках Афанасьева и давлении на него после отказа от показаний против Сенцова на судебном заседании. Сейчас, по данным «Мемориала», Афанасьев этапирован из ростовского СИЗО в неизвестном направлении.

31 июля на заседании суда по делу Сенцова-Кольченко Афанасьев сообщил об оговоре украинского режиссера и отказался от первоначальных показаний. Афанасьев рассказал, что дал эти показания после пыток. 13 августа адвокат Афанасьева опубликовал заключение врачей СИЗО-1 Ростовской области, которые зафиксировали побои у Афанасьева. По его словам, сотрудник ФСБ, который и прежде оказывал на него давление, ударил Афанасьева по ноге после отказа от показаний.

Дело в отношении Афанасьева рассмотрели в особом порядке, поскольку он полностью признал вину. Его приговорили к семи годам колонии строгого режима, признав виновным в участии в террористическом сообществе (часть 2 статьи 205.4 УК), поджоге офиса ЕР, который следователи расценили как теракт (пункт «а» части 3 статьи 205 УК), подготовке к подрыву памятника Ленину (части 1 статьи 30, пункт «а» части 2 статьи 205 УК) и попытке приобрести взрывные устройства (часть 3 статьи 30, часть 3 статьи 222 УК). Афанасьев теперь рассчитывает добиться пересмотра дела.

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке