Фото: Станислав Красильников / ТАСС
Госдума в ускоренном режиме рассматривает третий пакет поправок о «распространении фейков» и «дискредитации». После его принятия в России нельзя будет публиковать любые неофициальные данные не только о регулярной армии, но и о добровольцах, наемниках и бывших заключенных, воюющих против Украины в составе «ЧВК Вагнера». «Медиазона» разбирает эту законодательную инициативу, появившуюся после публичного обращения Евгения Пригожина к Вячеславу Володину.
Сегодня стало известно, что спикер Госдумы Вячеслав Володин внес на рассмотрение парламента поправки к принятым год назад статьям о «дискредитации» армии (20.3.3 КоАП и 280.3 УК) и распространении «фейков» про войну (207.3 УК).
Во-первых, статьи расширят. Сперва они касались только регулярной армии, но вскоре их действие распространили на деятельность любых государственных органов за рубежом.
В новейшей редакции статей предусмотрено, что защита от «фейков» и «дискредитации» будет обеспечена также «добровольческим формированиям, организациям или лицам», которые «содействуют в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации».
Во-вторых, их ужесточат: если сейчас максимальное наказание по первой части статей УК о «фейках» и «дискредитации» составляет три года лишения свободы, то после принятия поправок срок увеличится до пяти лет, что переводит эти преступления из категории небольшой тяжести в среднюю.
«Это дает возможность заключать обвиняемых под стражу, увеличивает сроки давности привлечения к ответственности до шести лет», — комментирует инициативу Володина глава правозащитной группы «Агора» Павел Чиков. Кроме того, максимальное наказание по части 2 статьи о «дискредитации» предложено увеличить с пяти до семи лет.
Володин предупреждал о сроках до 15 лет за «дискредитацию добровольцев», но это не значит, что наказание действительно ужесточат: сроки до 15 лет и так предполагаются частью 3 статьи 207.3 УК (если «фейки» об армии повлекли «тяжкие последствия»).
Депутаты взяли и дополнили два старых законопроекта, которые вообще не имели отношения к «фейкам» или «дискредитации», но уже прошли первое чтение в Госдуме.
Один из них расширял список охраняемых объектов, за проникновение на которые грозит преследование по статье 215.4 УК. Второй вносил изменения в часть 5 статьи 13.15 КоАП и запрещал распространение информации об изготовлении боеприпасов. По словам Володина, уже 14 марта законопроект будет принят в третьем чтении, после этого его должны будут одобрить Совет Федерации и президент Путин.
«По регламенту Госдумы между первым и вторым чтением много времени проходит, его невозможно сократить. А этим законодателям надо быстро», — рассуждает Павел Чиков. Эта распространенная схема не раз применялась парламентариями, когда законопроект нужно было принять экстренно. Например, так было с законом, который ввел понятия «мобилизация» и «военное время» в Уголовный кодекс: изначально он касался замены части срока заключения на более мягкое наказание.
Все известные на сегодня уголовные дела о «фейках» и «дискредитации», замечает Павел Чиков, «касаются сугубо армии».
С предложением расширить статьи о «фейках» и «дискредитации» на добровольцев выступал владелец «ЧВК Вагнера» Евгений Пригожин. В январе он обратился к Володину, предлагая законодательно запретить «распространение фейков» про наемников из числа бывших заключенных и их «дискредитацию».
Володин отреагировал на следующий день, сообщив, что поручил «в срочном порядке» разработать поправки. Еще через месяц он объявил, что в парламенте внесены поправки в Уголовный кодекс.
При этом формулировка в законопроектах отличается от той, что предлагал Пригожин: он писал именно о «добровольцах, в том числе бывших осужденных», и хотел ввести в УК отдельную статью об их «дискредитации».
Впрочем, он поблагодарил Володина, но выступил с еще одной инициативой: вывести из-под действия новых статей «высший командный состав добровольческих отрядов, включая "ЧВК Вагнера"» и чиновников Министерства обороны.
«Это необходимо для обеспечения гласного и ответственного исполнения ими своих полномочий. В противном случае любая публичная и конструктивная критика их действий сможет повлечь привлечение к ответственности», — добавил он.
Редактор: Дмитрий Ткачев