Иллюстрация: Mari Msukanidze / Медиазона
Призыв на срочную службу официально закончится 31 декабря, и весь декабрь военкоматы, которые, видимо, не выполняют план по призыву, особенно активно ищут потенциальных срочников. В этом году к облавам подключились даже оперативники уголовного розыска, которые не стесняются в методах. «Медиазона» напоминает, что лучше не делать в эти дни, если вы молодой человек призывного возраста (и в любом случае не надо самому идти в военкомат).
В этом году к охоте на призывников привлекли даже оперативников уголовного розыска, а те — широкий арсенал своих методов. Например, начали выдавать себя за покупателей на сайтах объявлений.
На такую уловку попался 21-летний Алексей из Москвы, который хотел продать куртку на «Авито», договорился с покупателем и предложил заехать за курткой к нему на работу. Но вместо покупателя в магазин пришли силовики — москвич уверяет, что это были даже не оперативники, а сотрудники Следственного комитета: «Зашли двое мужчин среднего роста, показывают мне ксиву — Следственный комитет Коптевского района. И сказали: "Мы за тобой, поехали в военкомат"».
Медкомиссия в военкомате признала Алексея годным, после чего его отпустили, сказав прийти обратно 20 декабря. Уклоняться москвич не планирует и готовится идти в армию.
За пользователя «Юлы» выдали себя сотрудники угрозыска в случае с Александром, мастером по ремонту бытовой техники из Москвы. Его выманили на встречу под предлогом ремонта мобильного телефона, когда Александр протянул руку мужчине, на него надели наручники. Ночь москвич провел в отделе полиции, а утром оказался в военкомате Головинского района. Там он прошел медосмотр, после чего вышел из здания, миновав полицейских на проходной, и убежал. Александр подал жалобу на действия военкомата в суд.
По словам юриста коалиции «Призыв к совести», раньше к подобным ухищрениям при поиске призывников силовики не прибегали. Сейчас, в условиях войны и когда времени на выполнение задания по призыву остается все меньше, в ходу любые подлости. Правозащитник допускает, что искать призывников теперь могут самыми разными способами, например через запросы в сервисы доставки и такси: «Все это по нашим временам уже не исключается».
Облавы на мужчин в метро начались еще во время «частичной» мобилизации, в ходе призывной кампании на срочную службу они не прекращаются. К примеру, 24-летнего видеооператора полицейские задержали на выходе из станции метро «Комсомольская» в Москве. «Полицейские сказали, что меня задерживают и куда-то повезут. Сперва говорили, что надо установить мою личность, потом — что я уклоняюсь от призыва, поэтому надо отвезти меня в военкомат», — рассказывал он.
Юношу затолкали в полицейскую машину, где сидел еще один молодой человек. Обоих привезли в военкомат. Там от видеооператора потребовали отдать телефон и сказать, к какому комиссариату он приписан, угрожая административным и уголовными делами. Но тот на вопросы отвечать отказался и в итоге спокойно ушел из военкомата. «Я понимал, что единственный способ полицейских и военкомов чего-то добиться от нас — это угрозы, — рассуждает молодой человек. — К ним я сразу был готов, поэтому не удивился, просто старался не помогать им, не соглашаться с их требованиями, отстаивать свои права. Думаю, что им просто не хочется возиться с кем-то конкретным, кто сопротивляется: таких легче отпускать».
Как отмечает юрист из «Призыва к совести», метро — типичное место для облав на призывников, хоть формально у полицейских и нет права доставлять людей после этого в военкомат. Спускаясь в метро, отмечает юрист, следует остерегаться скоплений полицейских, а лучше вообще изолироваться дома, желательно не по месту прописки.
В начале декабря нескольких студентов московского Финансового университета при правительстве России полицейские силой забрали из общежития и отвезли в Савеловский военкомат — несмотря на студенческие отсрочки. По словам родственника одного из студентов, в военкомате их пытались заставить подписать отказ от отсрочки и отправили на сборный пункт.
Хостелы тоже стали объектом внимания со стороны военкоматов и полиции. В Москве, к примеру, 3 декабря полицейские пришли в хостел за 25-летним новосибирцем Владимиром. На следующий день мужчина позвонил матери уже со сборного пункта, где ему выдали форму, а вместо смартфона дали обычный кнопочный телефон. В администрации хостела журналистам сказали, что сотрудники полиции время от времени заглядывают туда. Рейды силовиков в хостелы практиковались и во время мобилизации.
За работником кофейни в Тверском районе Москвы полицейские пришли 10 декабря, они утверждали, что молодой человек по имени Хаким уклоняется от срочной службы.
По его словам, в военкомате ему угрожали тем, что «оформят в армию», а проблемы со здоровьем его не спасут. Паспорта при себе у молодого человека не было, так что полицейские повезли его из военкомата в отдел, где потребовали, чтобы кто-то из родных или знакомых наконец привез ему паспорт. Хакима продержали в отделе всю ночь, а наутро отпустили без всяких обязательств, но пригрозили, что если он не встанет на учет в военкомате в своем родном городе, его сразу отправят в армию.
По словам правозащитника из «Призыва к совести», в тот же день, 10 декабря, полицейские задержали около десяти человек «неславянской внешности», сидевших в одном из кафе в центре Москвы. Всех доставили в военкомат по Тверскому району, к которому они даже не были приписаны. Затем всех отвезли на сборный пункт на улице Угрешской, что с ними сейчас, правозащитникам неизвестно.
Об МФЦ как месте, где можно нарваться на вручение повестки в военкомат, стало известно во время мобилизации. В конце сентября московские МФЦ получили негласное распоряжение выдавать повестки всем мужчинам от 20 до 34 лет вне зависимости от того, имеют они право на отсрочку или нет. Судя по всему, происходит нечто подобное и сейчас. Так, правозащитники рассказывали, что в московском районе Крылатское у молодого человека отобрали паспорт, объяснив, что он «уклонист» и ему надо лично прийти в военкомат и там «снять уклонение».
В Москве на улицах, у подъездов домов и в метро стоят камеры, которые способны распознавать лица, а значит, по ним полицейские могут отслеживать ваши перемещения, это уже использовалось во время мобилизации.
Как отмечает юрист из «Призыва к совести», пока идет призыв (а он официально закончится только 31 декабря), потенциальным призывникам лучше вообще воздержаться от выхода на улицу, сидеть дома и не открывать незнакомцам дверь. По словам правозащитника, бывали случаи, когда силовики приходили к призывнику и говорили, что он находится в розыске. Дверь открывать даже в таком случае не стоит.
Редактор: Егор Сковорода