Миссия МАГАТЭ на Запорожской АЭС, 1 сентября 2022 года. Фото: Alexander Ermochenko / Reuters
Экспертам МАГАТЭ наконец-то позволили приехать на Запорожскую АЭС, Путин поговорил со школьниками о войне, Пригожин вновь летает по российским колониям, а в Киевской области продолжают находить тела убитых мирных жителей. «Медиазона» выбрала главное из всего, что происходило за день на войне и в связи с войной.
На 190-й день войны Владимир Путин рассказал о новой цели кампании — на этот раз школьникам во время открытого урока в Калининграде. Теперь это «ликвидация антироссийского анклава».
В начале своей речи он признал, что это «не совсем детская тема», однако продолжил говорить.
«На территории сегодняшней Украины начали создавать антироссийский анклав, который угрожает нашей стране, — цитирует его "Интерфакс". — Поэтому ребята наши, которые там воюют, защищают и жителей Донбасса, и защищают саму Россию. И это, безусловно, заслуживает поддержки всего общества».
Официальные версии, оправдывающие вторжение в Украину, меняются с первых недель войны. Например, в речи 24 февраля Путин говорил, что у России «попросили помощи народные республики Донбасса» и цель наступления — защита людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам и геноциду со стороны киевского режима.
Спустя четыре дня, 28 февраля, глава МИД Сергей Лавров рассказал журналистам, что Украина составляла план нападения на ЛНР и ДНР. 1 марта он же сообщил, что Украина разрабатывала ядерное оружие — эта информация потом несколько дней муссировалась пропагандистскими изданиями. К 10 марта Минобороны заключило, что в Украине развернуты американские лаборатории, где разрабатывались «биоагенты, способные поражать отдельные этнические группы». Генерал-лейтенант Кириллов тогда утверждал, что при поддержке госструктур США, научных институтов и Пентагона украинцы планировали запускать в сторону России перелетных птиц, способных переносить инфекции. РИА «Новости» также писало о готовящейся в районе Харькова химической атаке со стороны ВСУ.
Эксперты Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) наконец-то смогли попасть на Запорожскую АЭС в Энергодаре, где их ожидали с вечера 31 августа. Передвижение миссии было затруднено из-за постоянных обстрелов города, ответственность за которые стороны возлагали друг на друга.
Утром 1 сентября Минобороны рассказало об обстреле ВСУ жилых кварталов города, во время которых погибли три человека. Спустя несколько часов ведомство сообщило о высадке 60 украинских десантников вблизи Запорожской АЭС, а после отчиталось о двух потопленных баржах с десантом ВСУ. Украинская сторона утверждала, что по городу стреляют российские войска, чтобы «накалить обстановку» перед приездом миссии МАГАТЭ. По данным «Энергоатома», жилые кварталы города и территорию Запорожской АЭС утром 1 сентября обстреливали российские вертолеты К-52.
Спустя три часа нахождения на АЭС наблюдатели миссии сообщили, что останутся на станции до 3 сентября и намерены «прорабатывать вопрос постоянного присутствия в районе станции». Глава миссии Рафаэль Гросси покинул станцию, добавив, что «собрал достаточно важной информации».
Двое заключенных ростовских колоний рассказали изданию «Вот Так» о визите бизнесмена Евгения Пригожина. Так, заключенный ИК-15 Батайска сообщил, что Пригожин и руководитель «ЧВК Вагнера» Дмитрий Уткин прилетали в колонию на личном вертолете. Перед их визитом администрация колонии «была напряжена» и отключила видеорегистраторы у сотрудников ФСИН.
Заключенным, которых собрали на плацу, Пригожин сообщил, что ищет «убийц и грабителей», а также рассказал, как «резал негров в Африке».
«Попав туда, делайте с украинцами все, что захотите, вам ничего за это не будет», — процитировал заключенный Пригожина.
Приближенный к Путину бизнесмен пообещал зэкам амнистию спустя полгода службы, но предупредил, что за употребление наркотиков, попытку побега или сдачу в плен их ждет смертная казнь.
Предложение пользовалось популярностью, по словам заключенного. По его оценке, на подпись контракта «выстроилась огромная очередь», примерно половина колонии, где содержатся 1500 зэков.
О вербовке заключенных в «ЧВК Вагнера» стало известно в начале июля. «Медиазона» тогда выяснила, что по колониям со звездой Героя России на груди ездил сам Евгений Пригожин, и поговорила с заключенным, вступившим в группировку. В августе в Петрозаводске похоронили 44-летнего Евгения Еременко, который 24 июля погиб под Бахмутом в Донецкой области, хотя ему оставалось сидеть еще восемь лет.
Русская служба «Би-би-си» установила гибель 151 военнослужащего спецназа ГРУ, почти каждый четвертый из них — офицер. Судя по некрологам в открытых источниках, самые большие потери в ходе вторжения в Украину понесла 22-я гвардейская бригада спецназа: там погибли по меньшей мере 30 военнослужащих, в том числе четыре офицера — командира роты.
По данным издания, 4-я гвардейская бригада потеряла по меньшей мере 21 человека, в том числе четырех офицеров. В 3-й гвардейской бригаде погибли 26 военных, в том числе пять офицеров. Командир 16-й гвардейской бригады спецназа также погиб, известно о смерти начальника штаба этой же бригады в звании майора, а также командира роты в звании капитана.
Из открытых источников также известно о гибели в Украине 45 росгвардейцев, почти у каждого четвертого было офицерское звание. Почти все погибшие были сотрудниками подразделений особого назначения — отрядов спецназа, СОБР и ОМОН.
В Украине также погибли около 20 силовиков из ФСБ и ФС и 67 военных летчиков. Почти 20% всех идентифицированных погибших российских военных — десантники. Самые большие потери десантников понес 331-й гвардейский полк ВДВ из Костромы: там погибли около 80 человек, в их числе командир полка и еще 20 офицеров. По количеству убитых пехотинцев лидирует 810-я гвардейская бригада: там погибли минимум 56 человек, включая двух командиров бригады.
На Илью Карпенко из Петропавловска-Камчатского и Валерия Котовича из Ростова-на-Дону возбудили уголовные дела о военных «фейках», сообщил глава правозащитной организации «Агора» Павел Чиков. Это первые известные российские военнослужащие, которых обвинили в распространении ложной информации о российской армии. Дела рассматривают 35-й гарнизонный военный суд Петропавловска-Камчатского и Южный окружной военный суд Ростова-на-Дону. Валерию Котовичу избрали меру пресечения в виде ареста, другие подробности дел пока неизвестны.
Всего с начала войны в России завели 100 уголовных дел о «фейках» про армию, добавил Чиков. Больше половины фигурантов — 57 человек — проходят по части 2 статьи 207.3 УК, которая считается тяжкой и предполагает наказание до 10 лет лишения свободы. 28 обвиняемых под стражей, трое под домашним арестом, у шестерых запрет определенных действий. Каждый третий обвиняемый по статье уехал из России.
О том, что полиция Киевской области нашла тело с признаками насильственной смерти в районе села Здвижевка, сообщил начальник ведомства Андрей Небытов. По его словам, на вид убитому 40–50 лет, на шее и туловище обнаружены повреждения. Тело нашли на территории, где в марте располагалась российская армия, добавил полицейский.
«Завязали руки, надели на голову мешок и казнили», — написал Небытов, добавив, что в Здвижевке полиция нашла в общей сложности 16 тел мирных жителей.
С начала российского вторжения в Киевской области обнаружили более тысячи тел мирных жителей.
Международная правозащитная организация Human Rights Watch поговорила со 117 украинцами из Мариуполя и Харьковской области, 18 из которых прошли фильтрацию в самопровозглашенной ДНР в период с 15 марта по 6 мая. Украинцы рассказали правозащитникам, что вынуждены были бежать от военных действий, но на блокпостах их задерживали и заставляли пройти «карательную и оскорбительную» систему фильтрации. Как правило, она включала в себя принудительный сбор биометрических данных, досмотр личных вещей и допрос, говорится в 71-страничном докладе HRW.
Правозащитники подчеркивают, что принудительное перемещение гражданских лиц — это военное преступление, и приводят рассказы отправленных в Россию украинцев. Многие из них вынуждены были неделями жить в антисанитарных условиях, ожидая очереди на фильтрацию, а многие из тех, кто проверку не прошел, бесследно исчезли. 58-летний пенсионер Анатолий рассказал HRW, что на фильтрации в Мангуше следователи обыскали его телефон и нашли фотографии родственников, которые служат в украинской армии, после чего стали угрожать расстрелом.
«Тогда они потребовали, чтобы я дал им 5 тысяч долларов США, иначе они пустили бы мне пулю в голову и похоронили там, где меня никто не найдет, — рассказал пенсионер. — У меня было с собой 2500 долларов; это было все, что у меня было, и я не хотел отдавать это им. Но тут вошел человек с ружьем и пригрозил отрезать мне ухо. В итоге они взяли у меня деньги и отпустили».
Текст: Алла Константинова
Редактор: Дмитрий Трещанин