Актеры на съемках фильма Алексея Учителя о Матильде Кшесинской. Фото: Александр Петросян / «Коммерсант»
«Медиазона» объясняет бывшему прокурору и действующему депутату Госдумы Наталье Поклонской, почему ее коллеги не могут завести уголовное дело на создателей фильма «Матильда», а заодно рассказывает, кто такие царебожники и что о них думает РПЦ.
В понедельник зампред Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Наталья Поклонская потребовала от Генеральной прокуратуры привлечь к уголовной ответственности создателей фильма «Матильда». Режиссер картины — Алексей Учитель — пообещал ответить на претензии депутата в ближайшие дни «в юридической форме», не раскрывая пока, каким будет этот ответ.
Это не первая попытка Поклонской добиться преследования создателей «Матильды» — фильма, рассказывающего о романе Николая Романова, тогда еще будущего российского императора, и балерины Матильды Кшесинской. Отношения примы Мариинского театра с Николаем и другими Романовыми описаны в ее собственных воспоминаниях и других источниках. В ноябре 2016 года Поклонская писала в прокуратуру, но получила отказ: по ее обращению сотрудники надзорного ведомства посмотрели трейлер картины (возмущение «православных активистов» и бывшего прокурора Крыма вызвал именно он — сам фильм еще даже не до конца смонтирован) и пришли к выводу, что оснований для преследования съемочной группы нет.
Спустя три месяца Наталья Поклонская решила помочь прокуратуре и сама перечислила конкретные статьи Уголовного кодекса, нарушенные, по ее мнению, создателями фильма о Николае II и Кшесинской. Это статья 128.1 (клевета), статья 137 (нарушение неприкосновенности частной жизни), статья 138 (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений) и статья 139 (нарушение неприкосновенности жилища).
Право на личную и семейную тайну Николая II, которые стремится защитить Поклонская, согласно Гражданскому кодексу (статья 150), относятся к «нематериальным благам, принадлежащим человеку от рождения или в силу закона». Согласно статье 17 Гражданского кодекса правоспособность гражданина прекращается с его смертью (последний российский император был убит в 1918 году). Но вместе с тем, кодекс допускает «предусмотренные законом» случаи, когда «нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут защищаться другими лицами». Как правило, речь идет о сохранении тайны усыновления и подробностей жизни умершего, разглашение которых может затронуть его еще живущих родственников.
Согласно же статье 25 закона «Об архивном деле в Российской Федерации», доступ к архивным документам, «содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, ограничен на срок 75 лет со дня создания данных документов».
Впрочем, если даже допустить, что депутат Поклонская может быть законным представителем покойного царя и попытается запретить разглашение данных после истечения этого срока, ей стоит обратить внимание на несколько документов Верховного суда о личной тайне и защите репутации публичных лиц — в частности, на постановление Пленума от 24 февраля 2005 года и Бюллетень №12 от 2007 года.
В этих публикациях судьи ссылаются на статьи 3 и 4 Декларации о свободе политической дискуссии в средствах массовой информации, принятой 12 февраля 2004 года на 872-м заседании Комитета Министров Совета Европы: «Как следует из содержания этих статей, политические деятели, стремящиеся заручиться общественным мнением, соглашаются стать объектом общественной политической дискуссии и критики в средствах массовой информации. Государственные должностные лица могут быть подвергнуты критике в средствах массовой информации в отношении того, как они исполняют свои обязанности, поскольку это необходимо для обеспечения гласного и ответственного исполнения ими своих полномочий».
И, наконец, к своему письму в прокуратуру Наталья Поклонская должна приложить личное заявление потерпевшего — видимо, самого Николая II. Без него ее обращение просто не могут принять.
«Чтобы возбудить дела по указанным Поклонской статьям, необходимо провести спиритический сеанс, так как статьи 137, 138 и 139 Уголовного кодекса — это статьи частно-публичного обвинения, а статья 128.1 — частного обвинения, и дела по ним возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя. Сеансов понадобится несколько, так как потерпевшего необходимо будет допросить, затем ознакомить с материалами уголовного дела. Также закон предусматривает примирение сторон по этим статьям, но и тут без потерпевшего не обойтись», — объясняет адвокат «Открытой России» Сергей Бадамшин.
Пока же вместо личного заявления императора у Поклонской есть лишь подписи его почитателей — около 10 тысяч штук. Наиболее активно их сбором в сети занимались движения «Царский крест» и «Родительский отпор РФ». Последнее, судя по содержанию сайта, помимо фильма «Матильда» предлагает запретить ювенальную юстицию и ИНН. Организация «Царский крест» никак не проявляла себя до начала кампании против фильма. Сейчас на ее страничке кроме продолжающегося сбора подписей можно увидеть публикации в поддержку канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина, а также многочисленные доказательства святости Николая II и его семьи.
Расстрелянные большевиками в июле 1918 года члены семьи Романовых были причислены РПЦ к лику святых в 2000 году и почитаются как царственные страстотерпцы. Построено более десятка храмов и часовен Святых Царственных мучеников: в Курске, Рязани, Саратове, Ижевске, Санкт-Петербурге (при педиатрической медицинской академии), а также во Франции и в Аргентине. Прокурор Поклонская 9 мая 2016 года принимала участие в акции «Бессмертный полк», неся в руках икону Николая II (участники акции, согласно ее условиям, несут портреты своих близких — участников Великой Отечественной войны). Она объяснила, что приняла решение идти с иконой после того, как один из ветеранов рассказал о явившихся ему перед боем Богородице и Николае II.
Впрочем, поступок Поклонской, хотя и показавшийся не вполне уместным наблюдателям, не выходит за рамки канона Русской православной церкви: поскольку Романовы причислены к святым, существуют иконы как отдельных членов семьи, так и многофигурные изображения. Однако среди почитателей расстрелянного императора есть группы фанатиков, исповедующих не разделяемое Церковью учение о царе-искупителе.
По мнению его последователей, Николай II не просто принял мученическую смерть, но и «искупил грех неверности своего народа», и теперь россияне должны ежегодно приносить покаяние. Обряд носит название «Чин покаяния русского народа» и проводится в селе Тайнинском в Подмосковье, где в день рождения царя каждый год собираются несколько сотен царебожников. Этот ритуал, как и идею о некоей священной миссии царя-искупителя в целом, осуждали как покойный патриарх Алексий II, так и нынешний глава РПЦ патриарх Кирилл.
Часть последователей царебожия в 2008 году объединилась в Царскую православную церковь, среди ее самых известных членов — певица Жанна Бичевская. Сторонники учения о царе-искупителе придерживаются крайне правых взглядов, называют себя монархистами, охотно используют антисемитскую риторику и требуют канонизировать певца Игоря Талькова.
19:01 мск 31 января 2017 года текст исправлен: в исходной версии заметки «Медиазона» назвала полнометражный художественный фильм сериалом. На самом деле, одновременно с фильмом Алексей Учитель снимает и сериал, но вызвал ли он недовольство Натальи Поклонской, пока неизвестно.